Милиция

Кирилл Кабанов,

председатель Национального антикоррупционного комитета

За кадром кадровых перемещений

За кадром кадровых перемещений
Президент России снял с должностей несколько крупных милицейских чинов
13 июля 2009

Указом «О назначении на должность и освобождении от должности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» Медведев уволил заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, начальника Управления анализа и выработки стратегических решений в области обеспечения безопасности дорожного движения генерал-майора милиции Василия Белобородова. 

Также президент освободил генерал-майора милиции Петра Крупеню от должности начальника Управления внутренних дел по Ярославской области, понизил в должности полковника милиции Евгения Давлетшина до заместителя министра внутренних дел по Республике Татарстан.

Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России

Совершать такие перестановки — все равно что латать тришкин кафтан. Неэффективность — это не частный результат, а следствие системы. Я считаю, что все кадровые изменения не носят глобальный характер.

Вряд ли в отстранении от должности Василия Белобородова и Петра Крупени скрыт политический подтекст. Скорее всего, решение было принято по представлению министра, как это обычно и бывает, на основе оценки качества работы чиновников, которая, мягко говоря, неудовлетворительна. Но парадокс в том, что подобный результат не является следствием частных инициатив, и, следовательно, бороться с ним методами, к которым прибегает Дмитрий Медведев, — сизифов труд.

Эксперты фиксируют, что общая система государственного управления давно дает сбои: серьезно понижается качество работы не только в МВД, но и во многих других государственных службах. Что и пытаются безуспешно компенсировать такими скоропалительными заменами. Говорить же о том, что идет какая-то глобальная перестановка или реформа в МВД, пока что безосновательно. Хотя реформа МВД, как и всех силовых структур, необходима. Без качественной реформы личные перестановки останутся неэффективны. Они, как правило, могут дать лишь незначительный, временный эффект.

Представьте себе, что произойдет, если мы заменим человека, который не справился с обязанностями (может, он фактически и погряз в коррупции, но доказать это не смогли), на некое другое лицо, не изменив самой системы. Если придет человек честный, профессиональный, который начнет наводить порядок, вначале возникнет небольшой «эффект встряски». Но такого чиновника в конце концов или «уберут», потому что он нарушит коррупционную схему, или он станет частью порочной системы. Потому что именно она диктует правила игры, а вовсе не личность.

МВД, по нашим оценкам, имеет еще не самый большой рейтинг на коррупционном рынке. Просто в восприятии граждан, которые из всех представителей власти чаще всего сталкиваются с сотрудниками милиции, о ней сложилось представление как о наиболее коррумпированной силовой структуре. В действительности самыми «дорогими» являются сферы использования и распределения бюджетных средств, управления природными ресурсами, федеральной собственностью. А также закрытые спецслужбы, осуществляющие контроль над контролирующими. Здесь масштаб злоупотреблений просто неисчислим.