Предполагается, что проверкам прежде всего подвергнутся служащие федеральных органов власти, руководители госкорпораций и члены их семей.
Как пояснил глава президентской администрации Сергей Нарышкин, «проверка будет проводиться выборочно, на основании письменной информации, предоставленной налоговой службой, правоохранительными органами, руководящими органами политических партий и всероссийских общественных организаций и Общественной палатой». Нарышкин заверил, что анонимные сообщения рассматриваться не будут.
Специально для этой работы будут созданы специальные подразделения в рамках кадровых служб госорганов — причем без увеличения их штатной численности. При этом новообразованные структуры смогут не только самостоятельно проводить проверки, но и прибегать к помощи правоохранительных органов.
О результатах проверки и выявленных фактах нарушения антикоррупционного законодательства кадровые службы будут докладывать своему непосредственному начальству, которое будет принимать решение либо об увольнении нерадивого чиновника, либо об отказе в приеме на работу кандидата на госдолжность.
Комментарует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Надо понять, какие цели ставятся перед этим органом. Предполагаю, что главной его задачей станет проверка достоверности деклараций о доходах сотрудников среднего и низшего эшелона служащих.
Очевидно, что новая структура столкнется с проблемой кумовства и патронажа. С этим вынуждена мириться служба собственной безопасности в органах внутренних дел. Милиция не борется с коррупцией — она чистит ряды. А это две совсем разные задачи.
И все же, я считаю, что надо приветствовать создание такой службы, потому что она станет еще одним «ситом» при отборе кандидатов на чиновничьи должности.
Для того чтобы реально побороть коррупцию в стране, президенту надо сделать три решительных шага: создать реальную конкуренцию, возродить независимые СМИ и восстановить общественный контроль за деятельностью госорганов.