Госмонополия

Виталий КОРЖ,

корреспондент «Я»

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ «ГАЗПРОМ» — 2

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ «ГАЗПРОМ» — 2
Известный блогер Алексей Навальный в одиночку борется с влиятельной госкорпорацией.
25 сентября 2009

Окончание. Начало см. здесь.

Алексей Навальный уверен, что знает правду о «Газпроме». Однако ему мало прославиться материалами о коррупции и мошенничестве в госкомпании, размещенными в собственном блоге. Он хочет, чтобы правду узнали все. И не просто узнали — Алексей хочет изжить коррупцию. И потому решил, что единственным человеком, которому это под силу, является президент России.

Но все попытки Навального разместить в блоге Дмитрия Медведева информацию о результатах очередного этапа расследования заканчивались одинаково: внимательный цензор-модератор всякий раз удалял его сообщения. С той же проблемой столкнулись и другие блогеры, тщетно пытавшиеся помочь Алексею. Фокус с либерализмом и гласностью не удался.

Во всей этой истории налицо политическая неискушенность и неопытность активистов Всемирной паутины. Не стоило воспринимать обращение президента к народу с просьбой принять активное участие в обсуждении стратегии развития страны слишком буквально. Он-то не против открытой дискуссии общества и государства, но вот те, кто его окружает, явно не расположены давать своему шефу информацию по всем волнующим людей темам. С их точки зрения, есть вопросы, которые лучше не трогать. 

Алексея Навального угораздило высказаться не просто о махинациях в госкомпании, а о святая святых российского правящего класса — о «Газпроме». Ну а такого, как известно, не прощают. Не влезай в дела газовой монополии! Не убьет, но покалечить может. 


Нехитрая схема

Интерес Алексея Навального к «Газпрому» возник неслучайно. С госкорпорацией его связывают давние отношения, прочнее которых нет и быть не может — затяжное судебное разбирательство. 

В 2005 году по инициативе миноритарного акционера Навального следственными органами было возбуждено уголовное дело, бросившее тень на руководство крупнейшей российской компании. Привыкшие к безнаказанности большие боссы «Газпрома» никак не ожидали, что скромному акционеру, владеющему, по его же собственному выражению, всего лишь 0,00000000000001 процента газового гиганта, удастся раскрыть «хитрую» мошенническую схему, за счет которой им удалось увести «налево» почти полтора миллиарда рублей — причем в рамках только одной сделки. 

Ничего сверхъестественного в дедуктивных успехах Навального на самом деле нет. Воровская цепочка, использованная газпромовским руководством, была настолько проста и незатейлива, что вскрыть ее удалось без особых усилий и специализированных финансовых знаний. Ищущему правду акционеру госкомпании всего-то и понадобилось воспользоваться находящейся в открытом доступе информацией. Тем более что никто из причастных к махинации лиц замести следы особо даже и не пытался.

Речь идет о самом примитивном способе отмывания денег: осуществлении операции купли-продажи с привлечением фирмы-посредника (в простонародье — «губки», или «прокладки»). 

Итак, представьте себе газовый рынок России. Не секрет, что монополизм «Газпрома» в сфере добычи энергоресурсов относителен. Помимо госкомпании реализацией газа занимаются десятки мелких частных производителей. Другое дело, что вся трубопроводная система страны, по каналам которой осуществляется транспортировка «голубого топлива», полностью подконтрольна «национальному достоянию». 

«Сидит на трубе» ООО «Межрегионгаз» — стопроцентная дочерняя компания «Газпрома». Именно она скупает газ у мелких частных производителей, реализуя его затем на потребительском рынке России. Выглядит это примерно так: допустим, газпромовской «дочке» поступает предложение приобрести единицу газа у некого негосударственного поставщика. Если «Межрегионгаз» условия сделки устраивают, он открывает заслонку трубы и доводит топливо до потребителя. Но потребитель получает газ уже гораздо дороже. Все довольны и счастливы: поставщик реализовал топливо, монополия заработала немалые деньги, государство получило налоги, акционеры — проценты от прибыли.

На практике торговые операции с участием госмонополии в большинстве случаев не столь честны и прозрачны. Соблюдение законов и норм бизнес-этики — дело, конечно, хорошее, но, к сожалению, не очень-то выгодное. По крайней мере для руководства «Газпрома» — точно. 

Чтобы понять, как работают «левые» мошеннические схемы, рассмотрим ту же ситуацию купли-продажи «голубого топлива», но уже в лицах и фактах. 

В 2005 году некое ОАО «Новатэк» обратилось в «Межрегионгаз» с предложением купить у него партию газа. Однако получило отказ — газпромовская дочка готова была взять только половину. Объяснение было предельно простым: нет средств. Тут уж ничего не поделаешь — продавать газ у нас больше некому, поэтому «Новатэку» пришлось согласиться с этими условиями. 

Но вдруг выяснилось, что не только «Газпром» не является монополистом добычи газа, но и «Межрегионгаз» не является монополистом-покупателем. Буквально на следующий день к «Новатэку» обратилась фирма «Трансинвестгаз», которая предложила выкупить оставшееся топливо. Как потом выяснит следствие, деньги на сделку выделил новому покупателю «Газпромбанк» — еще одна стопроцентная газпромовская «дочка». Просто дал кредит — без всяких проволочек, как постоянному и уважаемому клиенту.

В «Новатэке», судя по всему, обрадовались случаю, ведь газовый рынок — вещь в себе. Здесь не принято объявлять в газетах распродажу остатков на складах. Однако потом выяснилось, что конечным покупателем новатэковского газа был все же «Межрегионгаз». По каким-то тайным причинам товар покупать напрямую ему было невыгодно. А выгодно — через фирму-посредника. Причем почти вдвое дороже.

По версии Газпрома, озвученной уже гораздо позже, на тот момент на рынке якобы образовался дефицит топлива. Мол, «Межрегионгаз» был просто вынужден купить дорогой газ у «Трансинвестгаза», поскольку иных предложений просто не было. 

Лукавство, конечно, — продавец был. Но если купить у него, то не образовались бы из воздуха полтора миллиарда.

Виновных нет

В итоге вырисовывается следующая картина: непонятного происхождения посредническая фирма покупает газ фактически на деньги «Газпрома» и «Газпрому» же его продает — только уже в два раза дороже. Понятно, что средства, поступившие на счета «Трансинвестгаза», были в дальнейшем отмыты, после чего осели в карманах газпромовских боссов. Тем самым был нанесен заметный финансовый ущерб не только государству, потерявшему заметную часть налогового дохода, но и акционерам компании, лишившимся бонусов с прибыли. 

Но федеральные власти, обычно ревностно относящиеся к налоговым вопросам, недостачи в бюджете почему-то не обнаружили. Поэтому и потерпевшими они себя не считают. В отличие от Алексея Навального, обратившегося от лица миноритарных акционеров в правоохранительные органы с просьбой разобраться в ситуации. 

Уголовное дело, возбужденное по факту мошенничества несколько лет назад, дважды пытались прекратить, но, к счастью, безрезультатно. Первоначально его фигурантами выступили шесть человек. Среди них заместитель гендиректора «Межрегионгаза» Игорь Дмитриев, ответственный человек из «Новатэка» Александр Лядов и глава «Трансинвестгаза» Дмитрий Новиков. 

Но потом важные персоны из уголовного дела стали исчезать. Загадочно погиб Александр Лядов (разбился на снегоходе). Сбежал от бдительных правоохранительных органов Дмитрий Новиков — он объявлен в розыск, но результатов нет никаких. И, поговаривают сведущие люди, вряд ли когда-нибудь будут.

А оставшегося Игоря Дмитриева из процесса просто вывели чьей-то тайной волей. В марте нынешнего года главное управление МВД России по Центральному федеральному округу уведомило неугомонного Алексея Навального, что в связи с отсутствием в действиях замгендиректора «Межрегионгаза» состава преступления следственные мероприятия в его отношении прекращены. Между тем именно этот человек ставил свою подпись под хитрым договором, а значит, является главным подозреваемым и вообще по меньшей мере соавтором преступной схемы превращения газа в деньги.

Никто особо не сомневается, что распоряжение о выведении Дмитриева из уголовного дела продиктовано сверху. Навальный уверен, что без взятки не обошлось. Он даже называет ее точную сумму — 3 млн долларов, доставшиеся неким двум высокопоставленным генералам из СКП РФ. Доказательств, само собой, нет. Вместе с тем тот факт, что последние месяцы следственный процесс стал сильно буксовать, говорит о многом. 

Большая рыба

Нежелание следствия раскручивать эту историю связано с тем, что она затрагивает интересы слишком больших и влиятельных людей. Причем не только из состава бывшего и настоящего руководства «Газпрома». 

С госмонополией как раз все достаточно просто. Компания «Трастинвестгаз» была создана в 2004 году. В числе ее первых руководителей значилась некто Галина Алексеевна Шеремет — жена первого зампреда еще вяхиревского «Газпрома». Но это все мелочи. Уголовное дело, инициированное Навальным, может подцепить на крючок рыбку и пожирнее. Да что уж говорить — настоящую акулу, недавно перебравшуюся из кремлевского моря в мутные воды Белого дома. 

Речь идет об Александре Красненкове, который был членом правления «Газпрома» именно в то время, когда проворачивалась описанная выше махинация. 

Этот яркий персонаж и автор многих афер оказался на столь высокой должности по простой причине: Красненков входит в число лиц, особо приближенных к «императору». То есть бывшему нашему президенту, ныне возглавляющему правительство. Когда-то их семьи связывал общий бизнес. 

Еще в питерский период карьеры главы нынешнего правительства России они подружились, как говорится, семьями. Именно жена Красненкова уступила теплое место гендиректора легендарного бутика «Труссарди» Людмиле — супруге будущего президента. Поговаривали, что через элитный магазин большие «шишки» петербургской мэрии отмывают деньги. Так это или не так, сказать сейчас уже трудно, но когда бывший зам Собчака взлетел на самую вершину власти, он не забыл своих старых питерских товарищей и партнеров. Среди этих «счастливчиков» оказался и Александр Красненков. Специально под него была создана должность в составе топ-менеджеров «Газпрома».

Влиятельный пост в госкомпании позволил ему легко найти общий язык с «Трансинвестгазом» и осуществить описанную выше мошенническую схему купли-продажи. Сколько он на этом заработал, остается только догадываться. Также как о том, сколько подобных схем отработано и осталось в тени.

Во всей этой истории, рассказанной Алексеем Навальным, еще много вопросов. Главный из них: был ли высокопоставленный друг Красненкова (а по совместительству «национальный лидер» всея Руси) в доле от газпромовской махинации? Ответ должно дать следствие. И оно, судя по всему, его уже знает. 

Не зря же правоохранительные органы столь методично и усердно пытаются спустить это дело на тормозах.