По инициативе президента Государственная дума приняла закон, вносящий ряд поправок в кодексы и федеральные законы страны, существенно облегчающий положение лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений. Теперь уголовное преследование будет грозить тем гражданам, которые укрыли от государства налогов на сумму более 600 тыс. рублей. Для юридических лиц нижняя планка поднята до 2 млн рублей. При условии погашения недоимки к уголовной ответственности не будут привлекаться лица, совершившие подобное преступление впервые.
Новый закон также запрещает помещать обвиняемых по налоговым статьям в СИЗО и переводит уклонистов от налогов в ведение Следственного комитета при прокуратуре страны.
Комментирует Елена Лукьянова, доктор юридических наук, профессор МГУ, член Общественной палаты Российской Федерации
Поправки призваны защитить бизнесменов, их принятие — настоящий прорыв. Но обольщаться пока рано. Изменения коснулись только налоговых преступлений. Сделан первый шаг.
Сейчас наше налоговое законодательство применяется своеобразно — по каким-либо ошибкам в области налогообложения можно посадить любого предпринимателя. Кроме того, преследование по налоговым преступлениям часто просто «заказывается» — это один из приемов в схемах рейдерских захватов.
Бизнес и общество ждут от властей внесения изменений по применению самой коррупционной статьи — 159 УК («Мошенничество»). Именно на ее основе и идут основная борьба с конкурентами в бизнесе и прочие заказные преступления.
Необходима корректировка статьи 174 УК «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».
Эти поправки назрели очень давно — государству не выгодно держать в тюрьме бизнесменов, подозреваемых в экономических преступлениях. Заключенные сидят на деньги налогоплательщиков, а налогоплательщикам гораздо выгоднее, когда субъекты экономических преступлений не просто возмещают ущерб, а, наоборот, развивают свой бизнес.