Законопроект

Кирилл Кабанов,

председатель Национального антикоррупционного комитета России

Степашин выстраивает вертикаль

Степашин выстраивает вертикаль
Региональные и муниципальные контрольно-счетные органы теперь будут подконтрольны федеральной Счетной палате.
30 июля 2010
Скандал с «танцующим мостом» в Волгограде, в ходе строительства которого, как выявили ревизоры, была допущена масса финансовых нарушений, заставил власти задуматься о реформе системы учета бюджетных расходов в субъектах Федерации. Предполагается, что следить за тем, как и куда тратятся деньги государства, будет Сергей Степашин, в подчинение которому перейдут доселе фактически независимые региональные и муниципальные контрольно-счетные органы.
Осенью 2009 года в Волгограде состоялось открытие моста через Волгу. Однако уже 20 мая он был закрыт для движения из-за колебаний с амплитудой до одного метра. По словам очевидцев, «мост танцевал, как живой». Колебания продолжались несколько часов, после чего стихли. По итогам проверки, провести которую Дмитрий Медведев поручил Счетной палате РФ, были выявлены прямые финансовые нарушения на сумму 152 млн рублей и удорожание проекта почти на 1,5 млрд рублей.

Вопрос о необходимости создания единой системы финансового контроля ставился еще в 2006 году. Сергею Степашину, который лоббировал эту идею, тогда удалось подчинить себе органы финансового контроля в составе исполнительной власти — так называемые внутренние органы финансового контроля. Однако счетные палаты регионов и муниципалитетов, как это ни странно, продолжали оставаться независимыми от федеральной.

18 января на встрече с Дмитрием Медведевым Сергей Степашин вновь затронул эту тему. Он объяснил главе государства, что счетные палаты на местах «живут по своим законам», и предложил ввести «единые принципы и подходы» к их деятельности. Президент инициативу поддержал, пообещав создать экспертную группу по унификации контрольных органов. Свою работу эксперты завершили к середине лета, подготовив соответствующий законопроект. 28 июля он был представлен Дмитрию Медведеву.

Обосновывая необходимость принятия нового закона, Сергей Степашин объяснил президенту, что в муниципалитетах надо внимательно следить за государственными расходами. Тем более что в их распоряжение сегодня поступает около 20 процентов средств консолидированного бюджета. При этом на местном уровне «системы внешнего финансового контроля как таковой фактически нет». «Кто как проверяет, все варится в своем соку, и большая часть проблем и финансовых нарушений именно там: зашкаливает за десятки миллиардов рублей», рассказал Сергей Степашин президенту.

По его мнению, решением проблемы станет наделение Счетной палаты РФ дополнительными функциями, которые позволят встроить контрольно-счетные органы в единую вертикаль. Он заверил, что никто не собирается вторгаться в Конституцию, лишая органы региональной власти самостоятельности. Вместе с тем давно уже необходимо освободить ревизоров от негласного подчинения местным начальникам. «Я простой пример приведу, — поделился воспоминаниями Сергей Степашин. — Скажем, в Дагестане с населением в два миллиона человек аж сотня своих «счетчиков», но они подчинены местному законодательству, что сказывается на объективности проверок расходования федеральных средств».

Когда будет принят законопроект, пока неизвестно. Медведев предложил для начала обсудить новую модель с Администрацией президента. Ну а там, мол, посмотрим.

Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России

Сергей Степашин часто высказывал и высказывает дельные предложения в плане борьбы с коррупцией. Эта инициатива — выстроить некую вертикаль контрольно-счетных органов, замкнуть их на Счетную палату — появилась еще в 2006 году, но не нашла поддержки у руководства страны.

Предполагается, что должностные лица в регионах, осуществляющие функции финансового контроля, подчиняются местным законодательным собраниям. На практике заксобрания никакого влияния на деятельность региональных контрольно-счетных органов не имеют, зато такое влияние имеют региональные власти. Поэтому сама идея вывода их из-под местного влияния, безусловно, правильная.

Однако встает вопрос об эффективности такого решения в сегодняшних условиях. Если бы вертикаль контрольно-счетных органов была выстроена в 2006 году, эффективность проверок была бы высокой. В настоящее время подобное решение явно запоздало.

Коррупционная система в России за эти годы сильно укрепилась. Поэтому, несмотря на объективные доклады, которые готовит Счетная палата по результатам своих проверок, с указанием конкретных растрат конкретных должностных лиц, уголовные дела в отношении этих людей возбуждаются редко. И именно поэтому очередная попытка усилить контроль над местными чиновниками и расходованием бюджетных средств имеет крайне мало шансов на успех.