Теневой оборот

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» —
специально для «Особой буквы»

Чистые руки берущего

Чистые руки берущего
Коррупционный оборот в России достиг половины ВВП.
4 августа 2010
Опубликован доклад ассоциации адвокатов «За права человека», в котором говорится, что должность инспектора ГИБДД в России можно купить за 50 тыс. долларов, а место помощника прокурора в районной прокуратуре — за 10 тыс. долларов. Теневой оборот, по оценке экспертов «антикоррупционной приемной «Чистые руки», достиг 50 процентов ВВП. Примерно так же считают и специалисты Всемирного банка.

ОПЕРАЦИЯ «ЧИСТЫЕ РУКИ» В ИТАЛИИ

Российская коррупция вовсе не нова — нечто подобное сравнительно недавно пережила и Италия.

Диспут во Флорентийском университете в 1991 году неожиданно стал событием, всколыхнувшим всю Италию. На нем публично были оглашены данные, свидетельствовавшие о тесных связях гангстерских синдикатов с политическими и административными кругами. Оказалось, подавляющее большинство мэров городов и других органов местного самоуправления так или иначе связаны с сицилийской мафией.

Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги.

Операция «Чистые руки», которая вскоре была проведена итальянскими правоохранительными органами, считается успешной. Были выявлены и отправлены за решетку многие видные мафиози, некоторые из них сбежали или покончили с собой.

Гораздо хуже дело обстоит с судами. У обычных граждан нет юридического права устанавливать наблюдение за работой судей, поэтому обвинения в коррупции чаще всего не принимаются к рассмотрению.

Из доклада:

Согласно содержанию жалоб граждан, повсеместно установилась система посреднических услуг через так называемых «черных адвокатов», которые берут на себя «труд» уладить дело с конкретным судьей за определенное вознаграждение. При этом чаще всего «черными адвокатами» являются родственники, друзья судей. Как правило, коррупционная схема выстроена следующим образом: «черный адвокат» — судья / помощник судьи.

Конторы «черных адвокатов» обычно расположены рядом с судами. Судьи рекомендуют гражданам своих адвокатов, «чужие» адвокаты притесняются: судья недвусмысленно намекает на необходимость смены адвоката, создает административные барьеры при подаче иска в суд. Если сторона не привлекает «черного адвоката», то обычно проигрывает. Прикрывается описанная схема председателем районного суда, собирающим «дань» со всех судей, а часть денежных средств, как правило, ежемесячно передается председателю суда субъекта РФ, который имеет «своих» лоббистов-судей в Верховном суде РФ.

Как сообщал департамент экономической безопасности МВД РФ, в прошлом году средний размер взятки и коммерческого подкупа по оконченным уголовным делам составил 23 тыс. рублей, что почти в 2,5 раза выше, чем в 2008 году. По данным этого же ведомства, с начала 2010 года сумма взятки опять удвоилась.

Как подсчитали авторы доклада «Чистые руки», больше всего взяток берут в Москве и Московской области. За ними с большим отрывом следуют Татарстан и Санкт-Петербург.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Наверное, не только меня одного с детства интересует вопрос: как может быть Вселенная бесконечной? У всего есть конец, есть свой предел — у самой длинной дороги, у самой тяжелой работы. Предел есть даже у беспредела.

Авторы адвокатского доклада «Чистые руки» рисуют стройную схему, как несчастный гражданин дает на лапу «черному адвокату», тот дает судье, судья дает районному судье, районный — областному, а там, как я понимаю, ручейки из наших копеечек доходят до карманов Верховного суда. И вот здесь-то мне и хочется воскликнуть: а дальше что — все?! Ну ведь система же стройная, не подразумевающая сбоев и пробелов. По ней выходит, что берут все, от занюханного стряпчего из мелкого судика-судочка до членов Верховного суда. То есть вся вселенная нашего правосудия последовательно дает и берет.

Или вселенная не бесконечна. Где та граница, тот край, за которым пустота? Тот предел, дальше которого давать некому? Та окончательная инстанция, выше которой деньги не идут? Ведь мы речь-то ведем только о судебной системе. А разве она выделяется какой-то уникальностью? Аналогичную цепочку можно нарисовать в милицейской системе от рядового постового до высших чинов в министерстве. Да в любой сфере, где чиновники принимают важнейшие решения, существует своя «тарифная сетка», и где-то больше, где-то меньше, но нижние чины дают верхним, а те высшим. И в каждой такой цепочке нас будет интересовать одно: кто крайний? Кто тот последний и наивысший, кому дают деньги в конверте или иным способом?

В ГИБДД мы должны понимать так, что все-превсе дают и берут, а не берет только главный гаишник? В суде берут даже члены Верховного суда, но не сам председатель? Получится странная картина: во главе каждой организации, каждой бюрократической структуры стоит честный и неподкупный человек, а вот под ним сплошные коррупционеры. Ну, может быть, еще парочка замов тоже не берут, но остальные берут поголовно?

Как такое возможно? А эти нынешние, честнейшие альтруисты в министерских креслах — они были такими всегда, или когда они являлись рядовыми клерками, судьями и милиционерами, то тоже брали, как все? И на каком этапе произошло их очищение и перерождение? И почему поголовно честные люди возглавляют насквозь коррумпированные органы? И почему они насквозь коррумпированы, несмотря на честнейших предводителей?

Как-то все это с трудом укладывается в голове. Как и бесконечность Вселенной.