В качестве пример «МК» приводит историю с недавно рухнувшим сайтом некоего Исследовательско-аналитического центра репутационной защиты (ИАЦРЗ), в прайс-листе которого, в частности, значилась услуга: «Разместим информацию в блоге Навального за 100 тыс. долларов».
Анализируя факт обвала этого сайта, газета делает вывод, что за Алексеем Навальным стоит некий «всемогущий ресурс». Также приводится мнение эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, что скандалы в «Транснефти» — с ней Навальный борется уже четыре года — «заказ конкурирующей компании».
Однако читатели встали на сторону вовсе не «праведной» газеты, а «корыстного и конъюнктурного борца с коррупцией». «Господа журналистишки, какая вам разница, кто финансирует Навального? — обращается к авторам статьи один из сетевых комментаторов. — Конкретно я перечисляла ему деньги и лично знаю нескольких человек, периодически делающих то же самое, поэтому я верю в чистоту происхождения его средств на борьбу с ворьем».
«Желание уничтожить, убить репутацию борца с режимом — нормальный шаг в наших условиях, — считает известный психолог Александр Асмолов, к которому «Особая буква» обратилась за комментарием. — Я называю это «синдромом селекции состоявшихся людей». Это защитная реакция системы, ощутившей свою, пусть не конца осознанную, мизерную, смешную по масштабам финансовых потоков, которыми она оперирует, но уязвимость».
«Я даже не касаюсь личности самого Навального, — подчеркивает наш собеседник, — конспирология, которую нам отчаянно демонстрируют, свой отзыв находит. Она ведь родилась не при большевиках, это наше архетипическое свойство. Ведь и у мифов есть своя иерархия. Существуют легенды на уровне обывательского сознания. Мы видим сейчас одну из таких: «Просто так никто ничего не делает», «Ищи, кому выгодно» или многозначительное: «Значит, это кому-то выгодно», «Дело нечистое», «Фигура загадочная», — ассортимент безграничный».
Но, по словам психолога, можно повернуть вопрос иначе. Возможен заказ конкурента против «Транснефти»? Да. Возможно, что могущественный некто, не желающий «светиться», заинтересованный в разоблачениях VIP-коррупции, финансирует эту опасную работу? Разумеется. Ложится ли ее результат в копилку гражданских действий? И, наконец, становится ли борец, использующий спонсоров, их заложником, «агентом влияния» или, того хуже, на одну доску с теми, кого разоблачает? Однозначно нет», — уверен эксперт.
Если поле открытой политики, говорит Асмолов, заросло бурьяном по воле тех же селекционеров, если вас вынуждают или уйти совсем, или в частную жизнь, или сыграть «по понятиям», то да, приходится порой играть и по ним! «И убойным доводом был бы следующий: а кто стоит за спиной «МК»? В чьих интересах на корню сжевать любого, кто покушается на непрозрачность финансовых потоков, на «распилы» и прочие сакральные ритуалы, охраняемые, как главнейшее национальное достояние?» — задается вопросом психолог.
«Деньги, даже большие деньги, не совсем открыто воюющие против безнаказанной кражи больших и совершенно закрытых государственных денег, не зло. Все зло — в головах, ставящих нас перед ложным выбором: либо ангел, либо такой, как мы, либо Франциск Ассизский, либо на тебя всегда найдется компромат», — говорит наш собеседник.
Чистого зла, как и ангелов, на земле не бывает, потому Александр Асмолов сильно сомневается в чистоте помыслов данной акции «Московского комсомольца».
Материал подготовили: Александр Самарцев, Мария Пономарева, Александр Газов