738 тыс. российских компаний в своей финансовой отчетности имеют признаки хищений и легализации

Комментирует Дмитрий Горовцов,

член экспертного совета комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции

Россия стоит на трех китах — откат, распил и коррупция

Россия стоит на трех китах — откат, распил и коррупция
За 20 лет за рубеж из России выведено до 3,17 трлн долларов, или примерно десять годовых бюджетов страны.
25 ноября 2011
Неутешительные и устрашающие результаты получил профессор МГУ, экономист Марат Мусин по итогам масштабного исследования, которое он проводил со студентами и коллегами. Изучив деятельность более миллиона компаний, работающих в России, он выяснил, что 738 тыс. из них в своей финансовой отчетности имеют признаки хищений и легализации. При этом в 80 процентов случаев это сделали 5 процентов самых богатых компаний страны. Честно работают лишь около 500 тыс. фирм.

Гораздо лучше в этом смысле выглядят бюджетные организации, но примерно треть из них, по данным профессора, втянута в сомнительные финансовые операции. Мусин и его коллеги обнаружили почти 89 млрд рублей, «отмытых» для бюджетников через «фирмы-однодневки».

Ученый считает, что за последние годы коммерческие структуры утаили от казны примерно 15 трлн рублей — то есть порядка 27 процентов ВВП.

«По неофициальным данным одного из финансовых ведомств, с 1992 года вывезли за рубеж около 3,17 трлн долларов (почти десять годовых бюджетов нашей страны). Кроме того, есть и так называемые «карманные деньги», которые украдены через фирмы-однодневки и остались в России. Они пошли на то, чтобы купить дорогую машину, коттедж и так далее. Но за рубежом оседает примерно в пять раз больше», — заявил профессор.

В качестве иллюстрации своих слов он привел пример, когда тонна целлюлозы продается на экспорт за 250 долларов, а по ту сторону границы уже стоит 350 долларов. Разница остается в офшорной посреднической фирме, которая не должна платить налоги в российскую казну.

Марат Мусин предлагает несколько способов борьбы с коррупцией. Во-первых, как французский президент Шарль де Голль в период его борьбы с произволом в судебной системе, можно в один день всех уволить, а на их место поставить новых людей, специально подготовленных, молодых. Во-вторых, государство должно помогать талантам. Например, если бизнесмен работает честно, создает рабочие места, то его нужно освободить от налогов, чтобы дать возможность развиваться.

Экономист убежден, что «вся система построена на откатах, распиле и коррупции... Их дети учатся в Лондоне, а деньги лежат на счетах в зарубежных банках. Какой им смысл что-то менять».

Член экспертного совета комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Дмитрий Горовцов, которого мы попросили прокомментировать исследование Мусина, отмечает, что сейчас более 70 процентов российских производственных активов принадлежат фирмам, которые зарегистрированы в офшорах.

«Офшорная деятельность в целом позволяет успешно избегать ответственности и уходить от российских налогов и, собственно говоря, способствует переправлению средств за рубеж», — говорит Горовцов.

По его мнению, в офшорах «создаются» наличные деньги, которые используют в том числе и для подкупа чиновников в России. А сам вывод средств в офшоры усугубляет зависимость российской экономики от сырьевых отраслей. «Нередко офшорные сделки являются просто благозвучным названием элементарного воровства», — убежден он.

«Мы давно предлагали на законодательном уровне остановить программу приватизации до законодательного ограничения вывода активов в офшоры. Это первое необходимое требование. Имущество неэффективных собственников должно быть национализировано государством — необходимо принять соответствующий закон о национализации. Я считаю, что можно подумать и о введении специального налога для выводимых за рубеж доходов. А налоги должны платиться по месту производства товаров или услуг», — рассуждает эксперт.

Наш собеседник в очередной раз настаивает на необходимости ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает декларирование расходов чиновниками, и на установление в нашем Уголовном кодексе нового состава преступления по незаконному обогащению чиновниками. «Это не касается ни бизнесменов, ни простых граждан. Таким образом, РФ выполнит взятые на себя обязательства, связанные с конвенцией ООН против коррупции», — считает он.

При этом Горовцов напомнил, что депутаты от КПРФ уже вносили в Госдуму законопроект, касающийся ратификации этой статьи Конвенции. Однако документ не получил поддержки у правительства, которое прислало на него отрицательный отзыв. «Правительство ссылается на презумпцию невиновности, которая якобы нарушается. Но на самом деле это от лукавого. Ничего там не нарушается. Поскольку есть важнейший момент: чиновники, поступая на госслужбу, сознательно берут на себя часть связанных с ней ограничений», — указывает эксперт, напоминая о двух определениях Конституционного суда РФ от 2001 и от 2003 годов, где сказано, что бремя ответственности за доказывание законности доходов чиновников лежит на собственнике.

В этом же ряду, считает эксперт, стоит необходимость скорейшего принятия закона о парламентском контроле в РФ, чтобы депутаты могли обеспечивать эффективный контроль за деятельностью российских должностных лиц. Также настало время для принятия закона об аффилированных лицах.

В комплексе все эти меры дадут реальный результат в деле борьбы с коррупцией и остановят отток капитала за рубеж в офшорные зоны, уверен Дмитрий Горовцов.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов