Отправленный в отставку Суходольский опасается ареста

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Ордер за «заслуги» перед отечеством

Ордер за «заслуги» перед отечеством
Президент распорядился об очередной крупной отставке. Свой пост вынужден покинуть Михаил Суходольский — начальник ГУ МВД по Петербургу и области, а до недавнего времени — первый заместитель Нургалиева и его наиболее перспективный преемник.
10 февраля 2012
Суходольский стал «кандидатом на вылет» — и, возможно, в перспективе подследственным, чего он, по его признанию, опасается, — после того, как не приехал в Москву на ежегодную коллегию МВД, отговорившись болезнью. Болезнь, однако, не помешала генералу немногим ранее критически высказаться о «десанте» из министерства, прибывшем проверять петербургскую полицию. В общем, зарвался, за что впал в немилость. Но есть и другие версии причин скандального увольнения.

 

СМИ сообщают, что спецназ заблокировал приемную начальника главка МВД по Петербургу и Ленинградской области, в которой находился уволенный генерал. «По указанию исполняющего обязанности (начальника главка) сотрудники отряда полиции особого назначения заблокировали приемную, выгоняют Суходольского из кабинета и никого, кто пытается в приемную войти, не пускают», — сообщил прессе теперь уже экс-начальник управления информации и связи ГУ МВД Петербурга. Как стало известно «Фонтанке.Ru», адъютанты Суходольского пытались вынести из кабинета его личные вещи, однако сотрудники СОБРа помешали им это сделать. По данным ресурса, операцией командовал лично глава петербургского СОБРа Виктор Завадский.

Формальным поводом для массированной проверки стал скандал с убийством подростка в отделении полиции Петербурга. Забив до смерти 15-летнего Никиту Леонтьева, стражи порядка попытались выставить его разбойником-наркоманом, умершим, должно быть, исключительно с целью опорочить правоохранительные органы.

Генерал Суходольский тогда заявил, что надзиратели из Центра мешают полиции работать, и добавил, что в таких условиях не может гарантировать порядка в городе в условиях приближающихся выборов.

Это была стратегическая ошибка. Опыт Лужкова и Кудрина должен был научить российских сановников, что президент Медведев терпеть не может, когда пренебрежительное отношение демонстрируют слишком явно. Генерал зарвался — и поплатился. «В рядах полиции неуместны истерика и личный пиар», — сказал Дмитрий Анатольевич.

Однако претензии к Суходольскому не исчерпываются демонстрацией неуважения к пока еще первому лицу и дикими выходками его подчиненных. Его подозревают в причастности к масштабным аферам. Обвинения в свой адрес генерал отрицает, но все же не исключает, что его могут задержать.

Еще в начале «нулевых», возглавляя линейное УВД аэропорта «Шереметьево», Михаил Суходольский — в то время подполковник — якобы «помогает компаниям с участием Найшулера (Cristanval, Kluh Rus, Fragra, Сити-менеджмент, ПроСервис) получать контракты на обслуживание «Шереметьево», а затем и Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны МВД России, а также ряда других объектов. В свою очередь, Найшуллер познакомил Суходольского со своим старым украинским приятелем — неким господином Боримским, которому якобы и принадлежала идея начать легально предоставлять коммерсантам услуги милицейской охраны», — об этом пишет Александр Трушков в статье «Генерал с большой дорги». Материал опубликовал сайт «Компромат.Ru» со ссылкой на весьма странный ресурс Паритет-пресс.

Идея находит свое воплощение после того, как Суходольский становится заместителем министра внутренних дел в 2005 году, а через три года — первым замом. В 2005 году он создает ФГУП «Охрана» (на базе реорганизованного Управления вневедомственной охраны).

Слово Александру Трушкову:

«Михаил Суходольский превратил его (ФГУП «Охрана») в свой собственный весьма прибыльный бизнес, легализация доходов от которого происходила через несколько подставных коммерческих фирм, в частности: ЗАО «Современные технологии», ЗАО «Авангард», ЗАО «Луч», ЗАО «Безопасность комплекс» — якобы осуществлявших поставку оборудования и оказание услуг для нужд ФГУПа. Доли в указанных структурах принадлежали ближайшим родственникам генерала (сыну Григорию, тете — гражданке Капелюшниковой и пр.) и его бизнес-партнеру Боримскому, а их ежемесячная прибыль, по некоторым оценкам, достигала 1 млн долларов. Сам ФГУП при этом нес многомиллионные убытки, что никого естественно не смущало».

После отставки с поста первого заместителя главы МВД и перенаправления в Петербург генерал Суходольский «предпринял ряд шагов, чтобы сохранить контроль над ФГУП «Охрана» и перевести финансовые потоки по новому месту работы. В частности заменил все руководство ФГУП на лояльных лично ему людей, вывел значительную часть средств на счета подконтрольных коммерческих структур и фактически отлучил от бизнеса бывшего партнера — г-на Боримского, добившись расторжения договоров между ФГУП и подконтрольными Боримскому структурами. В результате у ФГУП возникли проблемы с техническим обеспечением пульта централизованной охраны, которым занималось близкое к Боримскому ЗАО «Авангард», а косвенные убытки исчисляются сотнями миллионов рублей, затраченных на разработку и внедрение «авангардовского» охранного комплекса «Сокол».

На новом месте работы Михаил Суходольский «с азартом начал перекраивать под себя новую вотчину, демонстрируя присущий ему размах. Результаты первых семи месяцев его пребывания в должности выражены внушительными цифрами поборов, которыми новое руководство питерского главка обложило все так или иначе завязанные на полицию коммерческие структуры, будь то оружейные магазины или охранные предприятия. С большой выгодой был продан ряд ключевых руководящих должностей в структуре ГУ МВД — в частности за деньги армянской диаспоры был назначен новый начальник управление экономической безопасности и противодействия коррупции, которым стал полковник Артур Авакян».

В настоящее время в отношении руководства ФГУП МВД «Охрана» возбуждено уголовное дело по статье 201 и статье159 (злоупотребление полномочиями и мошенничество) Уголовного кодекса РФ.

Комментируя масштабные сдвиги в высоких полицейских сферах, публицист Никита Кричевский отмечает следующую деталь:

«Господин Суходольский — креатура господина Абрамовича. Хотя об этом впрямую нигде не пишется, и его отставка свидетельствует об ослаблении позиций Романа Аркадьевича». По данным Кричевского, еще во время работы Суходольского в линейном УВД аэропорта «Шереметьево» Абрамович «заприметил перспективного молодого офицера и стал продвигать. И за несколько лет тот вырос из подполковника в генерал-полковника».

По мнению нашего собеседника, убийство 15-летнего Никиты Леонтьева само по себе не могло стать причиной отставки руководителя полиции Петербурга и Ленобласти:

«Не снимать же руководителя главка за то, что пьяные менты забили кого-то! За смерть ответили те, кто убивал, и их непосредственное начальство — те, кто руководил этим отделением. Разумеется, начальник ГУВД не в состоянии контролировать работу каждого милиционера — или, говоря современным языком, полицейского. А гибель подростка несопоставима с теми огрехами, которые Суходольский допустил во время руководства ГУВД».

Однако должность министра внутренних дел предполагает несколько иную меру ответственности за положение дел в ведомстве. Количество коррупционных и кровавых скандалов в системе МВД РФ превысило критический порог, после которого министру полагается оставить пост. Однако ни отстрел обывателей, организованный майором Евсюковым, ни аферы ФГУП «Охрана», ни скандалы с закупкой золоченых кроватей Главным управлением МВД не отразились на стабильном положении Рашида Нургалиева. Наш собеседник объяснил незыблемость Нургалиева исключительным доверием со стороны Владимира Путина.

«Нургалиев четыре раза приходил с заявлением об отставке, и четыре раза Путин отправлял его работать. Очевидно, что Рашид Гумарович не справляется со своими обязанностями, но это не повод для отставки. Да и менять-то особо не на кого. Суходольский рассматривался как преемник Нургалиева, но теперь на его карьере можно поставить крест. Ясно, что ему светит в лучшем случае какая-то второразрядная должность».

«Нургалиев — верный пес режима, и Владимир Владимирович не считает нужным его менять, — считает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. — Наш критерий эффективности работы МВД отличается от критерия Путина. Мы считаем, что МВД должно обеспечивать безопасность граждан, а Путин считает, что МВД должно обеспечивать его безопасность. Пока МВД это делает — Нургалиев будет оставаться министром».

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Владимир Титов, Александр Газов