Отставка генерал-майора Ивана Глухова: причины и следствия

Уголовно-деловой подход

Уголовно-деловой подход
По информации из правоохранительных органов, начальник Главного следственного управления (ГСУ) МВД РФ по Москве генерал-майор Иван Глухов уже на следующей неделе может быть отправлен в отставку.
27 февраля 2012
Однако в беседе с журналистами сам Глухов опроверг слухи о своей отставке и добавил, что «добровольно свой пост не покинет». Но одной отставкой неприятности генерала, возможно, не ограничатся. Он имеет все шансы стать обвиняемым по уголовному делу, по которому проходит его подчиненная Нелли Дмитриева.

Следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриева была задержана в октябре прошлого года по обвинению в вымогательстве взятки в размере 3 млн долларов. По версии стороны обвинения, майор юстиции вымогала деньги у двух фигурантов уголовного дела о контрабанде томографа Ивана Царькова и Бориса Юдина за прекращение следственных действий.

Добавим, что в конце января 2012 уголовное дело, по которому они проходили, было закрыто Следственным департаментом МВД РФ.

В качестве посредников Дмитриева привлекла своих знакомых Максима Каганского (имеющего репутацию «решальщика МВД»), Романа Емельянова, охранника Дмитрия Чуприна и водителя Владимира Кириллова. Каганский, который руководил операцией, был задержан в середине января в Новосибирске и доставлен в столицу. Однако Юдин обратился за помощью в ФСБ, и 23 сентября прошлого года Емельянов, Чуприн и Кириллов были взяты с поличным при передаче денег.

После ареста Дмитриева категорически отрицала предъявленное ей обвинение и утверждала, что дело инспирировано с целью добраться до ее непосредственного начальника Глухова. Она говорила, что незадолго перед задержанием заинтересованные лица открытым текстом предлагали ей подставить своего шефа, угрожая в случае отказа посадить ее.

Однако позже, как утверждает Следственный комитет, Нелли Дмитриева начала сотрудничать со следствием. По этой причине, а также ввиду обнаружения у нее серьезного заболевания мера пресечения Дмитриевой была изменена с содержания под стражей на подписку о невыезде.

Тем временем в конце января этого года глава МВД РФ Рашид Нургалиев объявил Ивану Глухову строгий выговор, а в отношении его заместителей была назначена служебная проверка.

За комментариями по этому делу «Особая буква» обратилась к адвокату Владимиру Жеребенкову, защитнику Максима Каганского, одного из соучастников Дмитриевой, по версии следствия.

Наш собеседник весьма эмоционально отреагировал на вопрос о деле Глухова: «Странно, что пресса будирует этот вопрос. И еще более странно, что из всех руководителей следственных подразделений под удар попал именно Глухов, как будто на нем свет клином сошелся. А ведь ничуть не меньше оснований для того, чтобы снять с должности Бастрыкина».

Жеребенков очень высоко оценивает Глухова: «Это достаточно принципиальный руководитель. Он 13 лет «держит» следствие, у него огромная практика. Благодаря нему следственные органы в Москве не развалились. Если придет другой руководитель, будет откат назад».

Он убежден, что в снятии Глухова заинтересованы ряд оперативных сотрудников МВД и ФСБ, которым нужен «более пластилиновый руководитель, такой, чтобы позволил им инспирировать уголовные дела, заниматься рейдерством, отнимать бизнес».

Коснувшись дела Нелли Дмитриевой, он заявил, что оно полностью сфабриковано. Во-первых, ввиду декриминализации статьи оно должно было быть автоматически прекращено (что и произошло). Во-вторых, в тот момент времени, когда с Дмитриевой якобы шли переговоры о схеме взятки, дело находилось не у нее, а в Следственном комитете.

По словам Жеребенкова, интересы группы офицеров, желающих убрать Глухова, совпали с интересами Андрея Казбанова, бывшего следователя СК МВД РФ, который положил глаз на 12 автозаправочных станций в Волгограде, принадлежащих его бизнес-партнеру Максиму Каганскому. Именно Казбанов, утверждает Жеребенков, под благовидным предлогом передал Каганскому пакет с деньгами, который пошел в дело в качестве вещественного доказательства. Тогда как ни в действиях Каганского, ни в действиях Дмитриевой нет криминальной составляющей, убежден Жеребенков, и тем более нет оснований для привлечения к уголовной ответственности главы ГСУ Ивана Глухова.

Однако у председателя Национального антикоррупционного комитета России Кирилла Кабанова несколько иной взгляд на эту ситуацию. Кабанов убежден, что отставка главы столичного ГСУ все же состоится. О перспективах уголовного дела он говорит так: «Показания, которые давала не только Дмитриева, но и другие фигуранты, дают повод говорить, что, возможно, имеются правовые основания для возбуждения уголовного дела и против Глухова. Хотя в реале, скорее всего, вся эта история свернется до уровня отставки. Глухов участвовал в обслуживании уголовных дел, в которых были заинтересованы серьезные коррупционные группы».

Оценивая работу Глухова на посту руководителя московского следствия, Кабанов сказал следующее:«Я считаю, что за коррупционную систему следствия ответственны все начальники, и такие дела, как знаменитое дело о взятке в 3 млн долларов, — их персональная ответственность. Говорить «я не знал, не ведал» попросту несерьезно. Начальник отвечает за своих подчиненных».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева