Бывший министр молодежной политики Якутии Алексей Еремеев в июне прошлого года получил шесть с половиной лет лишения свободы и штраф в 600 тыc. рублей за превышение должностных полномочий. По версии следствия, с помощью знакомого председателя жилищного кооператива он выдавал займы сотрудникам министерства и их родне, таким образом похитив 30 млн рублей, выделенных на жилье молодым семьям.
Но тут вмешался президент Якутии Егор Борисов. По информации агентства SakhaLife.Ru, руководитель республики отправил письмо главе местного Верховного суда Людмиле Горевой с просьбой назначить осужденному наказание, не связанное с лишением свободы. Высшая инстанция покорно отменила приговор и направила дело на пересмотр. 11 апреля Якутский городской суд Еремеева оправдал.
Бывшего заместителя руководителя столичного департамента инвестиционных программ строительства (ДИПС) Сергея Волкова также обвиняли в злоупотреблении полномочиями. В 2007 советская теннисистка Светлана Пархоменко попросила мэра столицы Юрия Лужкова помочь ей с улучшением жилищных условий. Межведомственная комиссия по реализации жилой площади приняла решение выделить супругам квартиру в элитной новостройке на Остоженке. Заместителем председателя этой комиссии и был Сергей Волков. Своим решением он передал права на новую квартиру площадью 133 «квадратов»… собственной теще, неработающей пенсионерке. Та в один день оформила жилье в собственность и тут же продала ее за 46 млн рублей топ-менеджеру завода шампанских вин. Естественно, афера вскрылась.
4 апреля этого года Московский городской суд экс-чиновника, как вы догадываетесь, оправдал. «Коммерсант» особо отмечает, что судья Васюченко даже фактически похвалила обвиняемого за организованную им схему.
То, что творится в Югре, заставило начальника местного управления Следственного комитета прямо сказать с трибуны заксобрания: коррупционные дела чиновников в суде разваливаются. Как рассказывает «Российская газета», директор УКСа Кондинского района подписал документы о сдаче спорткомплекса с бассейном в одном из поселков. Подрядчику перечислили около 28 млн рублей, между тем объект до сих пор не построен. Суд первой инстанции приговорил чиновника к шести годам колонии. Но тот подал кассационную жалобу, которую поддержали представители администрации района, заявившие, что ущерба бюджету муниципалитета не нанесено.
В Октябрьском районе муниципальный чиновник подписал справки о выполнении работ по ремонту жилья. Деньги ушли «налево», дома жильцы ремонтировали за свой счет. Но в суде коллеги обвиняемого заявили, что существенного ущерба району его действия не нанесли.
«Совсем недавно суд второй инстанции оправдал и руководителя нефтеюганской полиции, который почти год позволял своей жене ездить на дорогих служебных иномарках. И вновь причиной решения послужило заявление коллег полицейского об отсутствии ущерба», — пишет «Российская газета». Оправдан.
Перечислять можно долго, да зачем? Тенденция понятна. Если ты спер с веревки во дворе простыню, тебя поймают и доказательства твоей вины соберут. Разъяренная хозяйка простынки, какая-нибудь Вувузела Вельзевуловна, в суде с полпинка докажет, что этот кусок материи составляет существенную часть ее имущества, и пойдет незадачливый воришка штамповать автомобильные номера на самых дисциплинированных производствах страны.
Совсем иное — чиновник. Ну, стибрил он 30—40 млн денег. Так в бюджете их вон сколько!.. Вернее, не так: бюджет настолько пуст, что меньше он стать уже не может. А если меньше он стать не может — значит, никто ничего и взять не может. То есть никто ничего и не брал. Оправдать! Рупь даю, нашим судьям такая пуленепробиваемая логика покажется безупречной.
Другое дело какой-нибудь Ходорковский. Каким именно способом он смог украсть свою собственную нефть, так и осталось загадкой. И ничего, сидит. Якутский губернатор за него письмо написать забыл.
В Карелии главным коррупционером последнего времени рискует стать глава Сортавальского района Александр Соколов. В свое время он был оштрафован за какие-то там спорные рабочие моменты. А тут постучался к нему местный предприниматель и попросил согласования для своей знакомой на перенос двери. Соколов, хозяйственных вопросов не решающий, отправил его к тому, к кому и надо было обращаться, — к руководителю местной администрации. Тот перенос двери согласовал. Предприниматель зачем-то снова к Соколову — мол, спасибо. А потом в кабинет вошли ужасно федеральные люди и поволокли главу в суд за вымогательство взятки — оказывается, он вынудил предпринимателя заплатить тот самый штраф. Фирмач уже в первый визит был весь обвешан аппаратурой, которая вымогательства, если честно, не зафиксировала. Но внедренный товарищ по мимике, жестам и намекам чиновника понял: надо дать. Пошел в сберкассу и дал.
Суд начался спустя год и проходит в эти дни.
Почему бизнесмен вдруг решил, что Соколов будет у него денег клянчить, — неясно. Чего вдруг правоохранительные органы, не имея никакой предварительной информации, решили экипировать бизнесмена, как радистку Кэт, — нет ответа. На кой ляд главе района заставлять кого-то платить за себя штраф, по поводу законности которого он как раз судится и надеется выиграть, — непонятно.
Но это нам не понятно, а судье, скорее всего, будет предельно ясно. Проблемы у Соколова. Если б он «лимонов» сорок спер — мы бы за него спокойны были. А тут, извините, 12,5 тыс. рублей, да еще 375 рублей комиссионного сбора… Пропал Соколов.
Зато у его земляка и коллеги, мэра Сортавалы Николая Зайца есть повод для оптимизма. Зима в Карелию по традиции приходит неожиданно, и в 2010 году мэр сорвал подготовку к отопительному сезону. Его сняли и отдали под суд за халатность. Как вы понимаете, оправдан. Причем дважды.
Знаете что? Хватит позориться. Нечего давать всяким писарчукам темы для ехидства. Если мы не можем избавиться от таких судебных решений, давайте все узаконим.
Я предлагаю масштабную судебную реформу. Революцию в судопроизводстве, а то мы что-то давненько ничего не реформировали. Основных изменений два. Первое: чиновника, как и депутата, освободить от уголовной ответственности. А то что получается: депутатам воровать можно, а этим нет? Нарушение Конституции — дискриминация целой социальной группы! Так что иммунитет. Кого стесняться?
Второе и самое главное: сам суд — переименовать. И все сразу станет хорошо. Спросите Нургалиева.
Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов