Граждан, поступающих на госслужбу, могут обязать избавляться от зарубежной собственности и вкладов

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

«Закон Магнитского» выбил из-под ног чиновников иностранную почву

«Закон Магнитского» выбил из-под ног чиновников иностранную почву
Весьма оригинальное противоядие от «закона Магнитского» нашел член думской фракции «Единой России» Евгений Федоров: он предложил законодательно запретить чиновникам владеть собственностью за рубежом. Так сказать, от греха подальше.
3 июля 2012
Граждане, поступающие на государственную службу, обязаны будут избавиться от зарубежной собственности и вкладов в иностранных банках. В противном случае они будут уволены согласно предложенным поправкам в закон «О государственной гражданской службе».

 

Инициатива Федорова для России не нова. Как отмечает «РБК daily», в феврале текущего года подобные ограничения были введены для сотрудников ФСБ. Причем мера распространяется как на военнослужащих, так и на гражданский персонал ведомства. Сотрудники, владеющие собственностью за рубежом, должны поставить в известность руководство и в срок до 1 декабря 2012 года избавиться от заграничных владений. Сотрудник, получивший иностранную собственность в наследство, обязан в течение недели сообщить об этом и в течение года любым способом избавиться от нее. Эта мера объясняется просто: собственность за пределами РФ — дополнительная возможность воздействия на сотрудника со стороны иностранных разведок.

По замыслу единоросса, эта мера должна стать противоядием от «закона Магнитского» и ему подобных мер, предпринимаемых иностранными властями против российских должностных лиц. «Закон Магнитского» предполагает арест собственности и заморозку счетов должностных лиц, причастных, по мнению администрации США, к должностным преступлениям и нарушению прав человека. Следовательно, российские чиновники, которыми нельзя будет манипулировать подобным образом, станут независимыми от давления извне.

Собственность за рубежом — больное место не только российских политиков. Нередко приходится слышать, что швейцарские или лихтенштейнские банкиры заморозили вклады очередного лидера «третьего мира», который внезапно стал изгоем и врагом демократии. Западных руководителей обвиняют в лицемерии и двойных стандартах — и часто справедливо. Но тем более странно, что харизматичные лидеры горячих южных стран почему-то хранят свои сбережения у «империалистов». Российские государственные деятели тоже любят поругать «прогнивший Запад», однако нажитое непосильным трудом предпочитают вкладывать в европейские или американские банки, в испанскую или британскую недвижимость.

Согласно декларациям за прошлый год, министр по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов (на момент подачи декларации бывший советником президента) владеет квартирой и гаражом в Великобритании, у бывшего министра культуры Александра Авдеева есть жилплощадь во Франции, а полпреду президента Александру Хлопонину принадлежат земельный участок и дом в Италии.

Экспертное сообщество встретило федоровский законопроект неоднозначно. «Законопроект будет заблокирован, поскольку многие чиновники хранят активы за рубежом. Если бы он прошел, это было бы бомбой», — заявил Геннадий Гудков. А профессор Высшей школы экономики Павел Кудюкин назвал документ «нелепым и реакционным», добавив, что власти следовало позаботиться о том, чтобы устранить причину появления «списка Магнитского».

В свою очередь, член фракции КПРФ Анатолий Локоть заверил, что его однопартийцы инициативу «ЕР», бесспорно, поддержат и оппозиция в целом скорее скажет «да», нежели «нет».

«Что же касается «Единой России», то, думаю, Евгений Федоров погорячился — фракция его не поддержит. Ведь основные вопросы будут к ним. У представителей власти и партии власти возникнут проблемы», — отметил Локоть. «О том, что Лужков владеет собственностью в Австрии, заговорили тогда, когда начали готовить общество к его снятию, а прежде эта тема была табу», — также напомнил он.

Сомневается коммунист и в том, что этот закон, даже будучи принятым, эффективно заработает:

«У нас законодательство достаточно дырявое, а чиновники опытные — в той области, как пользоваться дырявым законодательством и обходить неудобные углы. Постараются замаскировать, будут переоформлять зарубежную собственность на аффилированных лиц, родственников».

Вячеслав Лысаков, член фракции «Единая Россия», высказался о предложении своего соратника весьма осторожно:

«Надо посмотреть законопроект. Концептуально сложно сказать. Те, у кого есть собственность за рубежом, воспримут его негативно, а те, у кого нет и не предвидится, — позитивно. Надо посмотреть, как это прописано, какая ответственность предписывается».

«Я однозначно против того, чтобы депутаты — я с точки зрения моральной говорю — имели двойное гражданство. Но если доходы задекларированы — любой человек, в том числе и депутат, вправе свободно распоряжаться этими суммами. Так можно дойти до абсурда, запретить покупать иномарки и обязать депутатов ездить на общественных автомобилях, — рассуждает единоросс. — У меня есть коллеги, которые являются довольно зажиточными людьми, но они декларируют свои доходы, они работали в бизнесе, и, если человек честно декларирует капитал, почему бы не купить недвижимость за рубежом?»

«Кто-кто, а Запад уважает права частной собственности! Люди, непричастные к «делу Магнитского», могут не опасаться, что их попытаются как-то ущемить, арестовать их собственность. Я не думаю, что существуют такие риски. Я думаю, это (законопроект Федорова. — Ред.) излишняя подстраховка», — уверен Лысаков.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов