Выявлены целенаправленные завышения стоимости работ на строительстве олимпийских объектов в Сочи

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Соревнования по скоростному распилу и силовому откату

Соревнования по скоростному распилу и силовому откату
России впору проводить Олимпиаду не в Сочи, а на Марсе. Для примера: 48-километровая трасса Адлер — Красная поляна стоила 7,5 млрд долларов, в то время как полет на Красную планету аппарата NASA обошелся в какие-то смешные 2,5 млрд. И так во всем.
10 августа 2012
На месте будущей Олимпиады в Сочи уже давно идут соревнования по скоростному распилу и силовому откату. МВД и Счетной палатой РФ выявлены целенаправленные завышения стоимости работ на строительстве санно-бобслейной трассы, центрального стадиона, ледового дворца и большой ледовой арены. Возбуждены уголовные дела. Но, как считают эксперты, их фигурантами станут махинаторы среднего уровня. А тем, кто «снял сливки» и уже отошел от дел — то есть особо близким к власти лицам, — ничего не грозит.

 

Государственная корпорация «Олимпстрой» образована согласно Федеральному закону №238 от 30 октября 2007 года. «Корпорация осуществляет управленческие функции и координирует проектирование и строительство олимпийских объектов в Сочи, организует эксплуатацию объектов, проводит открытые конкурсные отборы, отслеживает ход строительства олимпийских объектов и реализацию связанных с ним мероприятий», — сообщается на сайте госкорпорации. До 2014 года «Олимпстрою» планируется выделить для освоения 186 млрд рублей. Ежегодно и ежеквартально ГК отчитывается президенту страны о расходовании выделяемых средств. За историю существования «Олимпстроя» его руководители менялись четырежды. С 2007 года госкорпорацию возглавлял Семен Вайншток, потом его сменил Виктор Колодяжный. С 2009 по 2011 годы пост главы ГК занимал Таймураз Боллоев, в настоящее время — Сергей Гапликов. 

За махинации, допущенные при строительстве санно-бобслейной трассы и большого ледового дворца, в июне 2012 года возбуждены два уголовных дела. За решения, повлекшие увеличение смет, должны быть привлечены к ответственности бывшие и нынешние топ-менеджеры госкорпорации «Олимпстрой» Таймураз Боллоев, Сергей Гапликов, Юрий Тыртышов, Леонид Моносов и Карен Мдиванян, Александр Горностаев, считают аудиторы Счетной палаты.

Руководство ООО «НПО Мостовик» обвиняется в преднамеренном завышении стоимости работ по оборудованию санно-бобслейной трассы. В этой афере «мостовиков» поддержали чиновники «Олимпстроя».

Изначально в договоре на постройку была указана сумма порядка 2 млрд рублей. После утверждения цены «Главгосэкспертизой России» подрядчик по договору не имел права увеличивать ее. Однако позже первый вице-президент «Олимпстроя» Леонид Моносов подписал дополнительное соглашение, согласно которому подрядчику было разрешено требовать увеличения цены.

Так цена контракта увеличилась до 2,2 млрд рублей, а затем вице-президент корпорации Александр Горностаев заключил еще одно допсоглашение, увеличивающее цену до 2,5 млрд. Всего к июню 2012 года госкорпорация заключила с подрядчиком — НПО «Мостовик» — 14 дополнительных соглашений, благодаря которым итоговая смета поднялась до 4 млрд рублей.

По данным ЕГРЮЛ, которые приводит сайт газеты «Известия», НПО «Мостовик» контролируется на 44 процентов его генеральным директором Олегом Шишовым.

Аналогичные нарушения выявлены и при строительстве центрального стадиона. В сентябре 2010 года в техническое задание по его возведению были внесены изменения, касающиеся размеров арены. «Главгосэкспертиза» утвердила сумму в размере 7,5 млрд рублей. Но в августе 2011-го Леонид Моносов утвердил смету стадиона до 21,6 млрд. Внутренние аудиторы «Олимпстроя» сделали 137 замечаний к проекту, причем 78 из них касались сметной документации (отмечался риск завышения сметы на 5,6 млрд рублей). Президент тогда поручил руководству госкорпорации держаться первоначального плана. Однако первый вице-президент «Олимпстроя» Карен Мдиванян проигнорировал распоряжение главы государства и одобрил изменения в техническое задание. По ним общая площадь застройки, арены и здания увеличилась в 1,2 раза.

Стоимость возведения других объектов тоже завышена, но по ним уголовные дела пока не возбуждались.

Скандалы сопровождали Олимпиаду-2014 с того дня, когда The city of Sochi был выбран в качестве места проведения соревнования. Слухи о том, что российское правительство оказало негласную финансовую поддержку Международному олимпийскому комитету, не нашли документального подтверждения. Но само то, что для проведения зимних Игр избран субтропический регион, заставляет задуматься.

Немало шума наделало изъятие земельных участков у граждан: выяснилось, что частная собственность в России вовсе не охраняется законом, как нас уверяли с начала строительства капитализма.

Экологи и неравнодушные граждане пытались воспрепятствовать уничтожению уникальных природных комплексов, на месте которых возводились золотые — как теперь выясняется — олимпийские объекты. 

Националисты ставят в упрек «Олимпстрою», что, вопреки разговорам о «создании рабочих мест для россиян», на стройках ГК работают нелегальные мигранты. В июне 2012 года Хиллари Клинтон представила в Госдепартаменте США доклад о том, что на стройках в Сочи применяется принудительный труд. «Стройки, относящиеся к Олимпиаде в Сочи, закрыты для публичного доступа, и имеются только неподтвержденные свидетельства, однако согласно им условия на этих стройках в целом суровые, и присутствуют признаки принудительного труда, такие как конфискация проездных документов и невыплата заработной платы», — говорится в документе.

Очевидно, детальной проверки аудиторов Счетной палаты ожидает и трасса Адлер — Красная Поляна. Дорога протяженностью 48 км обошлась в 227 млрд рублей. Это 7,5 млрд долларов по нынешнему курсу. Для сравнения: полет на Марс аппарата NASA на расстояние 55,8 млн километров обошелся в 2,5 млрд долларов.

Но и те уголовные дела об олимпийской коррупции, которые расследуются в настоящее время, вызывают ряд вопросов. Ведь ГК «Олимпстрой», НПО «Мостовик» и «Объединение Ингеоком» — это не ларьки у автобусной остановки и не строительные рынки, где торгуют краденым цементом. Их взаиморасчеты и прочая документация были открыты контролирующим органам. Договоры по завышенным ценам были заключены не вчера. Что же мешало Счетной палате, МВД и Следственному комитету пресечь хищение средств ранее?

«Проверки Счетной палаты носят плановый характер или осуществляются по поручениям главы государства, — рассказал депутата Госдумы Александр Куликов, зампредседателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. — Может, это было плановое мероприятие и в рамках него выявили перерасход бюджетных средств. Важно не то, что выявила проверка, а то, какие меры принимаются».

Депутат заметил, что проверка может найти в действиях «олимпстроителей» состав как  уголовного преступления, так и административного правонарушения. А возможны и дисциплинарные нарушения, не подпадающие под действия УК РФ или КоАП.

«Я бы не стал резко оценивать», — сказал Куликов.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, напомнил, что на строительстве олимпийских объектов поменялось много подрядчиков и руководителей проекта, и «все сливки сняли в первые три года».

«Отчет Счетной палаты был два года назад о массовой утечке денег и нецелевом использовании средств. И реакции не было. Только сейчас пошли уголовные дела… Эта система многоуровневая, и корни надо искать не в подрядчиках, а в чиновниках, кто давал заказы. Любой большой государственный проект называется «темой» — коррупционной бизнес-темой. Пока работал коррупционный бизнес-проект — это было выгодно, работали люди, не далекие от власти, а наоборот, очень близкие».

По мнению нашего собеседника, сейчас в сети правоохранительных органов попались махинаторы среднего уровня, а те, кто «снял сливки», уйдут от ответственности и «будут комфортно жить в Лондоне или еще где-нибудь».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов