Счетная палата: объем финансовых нарушений при строительстве объектов АТЭС составляет 15 млрд рублей

Алексей КОРНИЕНКО,

депутат Государственной думы от Приморского края

Не прошли АТЭСтацию

Не прошли АТЭСтацию
За нарушения при подготовке к АТЭС будут отвечать «стрелочники». Хотя люди знают, кто истинный виновник. На многих баннерах во Владивостоке было написано: строительство такого-то объекта ведется под контролем губернатора, тогда еще Сергея Дарькина.
16 ноября 2012
Счетная палата выявила нарушения при использовании государственных средств на строительстве объектов саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на 15 млрд рублей. Аудиторы констатировали, что «администрация Приморского края, являясь заказчиком, не обеспечила готовность к саммиту двух пятизвездочных гостиниц, Театра оперы и балета и ряда других объектов». Очевидно, что масштабы коррупции, размеры откатов при строительстве объектов к саммиту АТЭС столь существенны, а факты злоупотреблений столь масштабны, что громкие отставки и возбуждения уголовных дел неминуемы. Эксперты убеждены, что в отставку должны быть отправлены основные кураторы строек саммита: на федеральном уровне это первый вице-премьера Игорь Шувалов, на краевом — бывший губернатор Сергей Дарькина, ныне занимающий пост замминистра регионального развития. Однако есть опасения, что виновными, как это часто бывает у нас в стране, назначат «стрелочников», а главные фигуры «останутся за скобками». Пока наиболее высокопоставленным фигурантом уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотреблений вокруг саммита АТЭС, является бывший заместитель главы Минрегионразвития Роман Панов.

Счетная палата не раз приезжала с проверкой на Дальний Восток во время подготовки к АТЭС и нарушений не выявила. Как же могли просмотреть утечку 15 млрд рублей?

Предпоследняя проверка Счетной палаты объектов саммита АТЭС была проведена в июне этого года. У меня на руках даже есть заключение аудиторов. Я тоже в этом отчете не видел явных нарушений ни со стороны компаний, которые занимались строительством, ни со стороны Министерства регионального развития. Были небольшие замечания, но не очень важные.

А последняя проверка показала огромную цифру в 15 млрд рублей. Известно уже о задержаниях некоторых бывших чиновников, которые курировали работы. В ходе проверки, вероятно, выявлена их заинтересованность. Следствие проводится.

— Какова в итоге оказалась реальная ситуация с подготовкой к саммиту, какие недоделки, просчеты, нарушения сейчас уже очевидны?

15 млрд — конечно, сумма просто колоссальная. Могу сказать, что она, по мнению аудиторов Счетной палаты, якобы складывается из того, что к определенным срокам были недостроены те или иные объекты. В частности, не сданы вовремя две пятизвездочные гостиницы. Когда их сдадут, никто ответить не может.

Я часто бываю во Владивостоке и встречаюсь с людьми, которые работают в сфере строительства. Они говорят о том, что власть обещает в 2013 году их сдать, но, по их мнению, в эти сроки не уложатся. Скорее, 14-й, 15-й годы.

Плюс, к сожалению, так и не была построена Уссурийская ТЭЦ. Также не сданы два культурных объекта — Театр оперы и балета и концертно-развлекательный комплекс «Фетисов-холл», которые строились за счет краевых денег. Видимо, это все сложили.

Плюс недоработки при строительстве автомобильных дорог. Известен случай, когда в июне провалилась дорога. Также после саммита АТЭС завалило дорогу камнями после тайфуна, размыло все. Сам видел, как это все убирали.

Все эти недоработки, наверное, и вылились именно в такую сумму. Я, к сожалению, еще не успел ознакомиться подробно с заключением Счетной палаты, но с интересом познакомлюсь. Думаю, что при первой же возможности, когда у нас будет господин Степашин в парламенте, с удовольствием задам ему вопрос: что дальше?

Много вызывает вопросов, на кого потом переложат финансирование и содержание всех этих объектов и дальнейшую их достройку. Вполне вероятно, что спустя некоторое время все это будет лежать тяжким бременем на краевом бюджете. А нужно порядка 15 млрд на содержание, на достройку, на все необходимые нужды в год. Не так просто будет потянуть все это. Думаю, что здесь пути нужно искать всем вместе: нам, депутатам Госдумы, избранным от Приморья, плюс федеральному центру, плюс правительству и краевым властям.

В краевой администрации уже пошли первые отставки лиц, ответственных за строительство данных объектов. В частности, руководитель департамента градостроительства был уволен на днях. Думаю, что это только начало.

Очевидно, что масштабы коррупции, размеры откатов при строительстве объектов к саммиту АТЭС существенны, факты злоупотреблений огромны. Кто в первую очередь должен понести ответственность? И могут ли оставаться неприкосновенными основные кураторы строек саммита: на федеральном уровне вице-премьер Шувалов, а на краевом — бывший губернатор Дарькин?

Вы правильно называете фамилии и должности лиц, которые должны, прежде всего, нести ответственность. Но мы же живем в государстве, где власть работает по принципу, который еще высказал в свое время Франко в Испании, — «друзьям все, врагам — закон». Вот «друзей» трогать не будут. Показательный пример сейчас с господином Сердюковым.

— Нет ли опасений, что виновными, как часто бывает, назначат стрелочников, а главные фигуры останутся как бы невиновными?

Конечно, будут находить стрелочников, мелких клерков, на которых нужно потом все это свалить, с которых спросить толком нечего. Но они и будут отвечать за все. К сожалению, все ответственные лица не понесут наказания. Хотя на многих баннерах написано, если вы бывали во Владивостоке, могли увидеть — во время строительства и сейчас еще, — что строительство такого-то объекта ведется под контролем губернатора, тогда еще Сергея Михайловича Дарькина. Люди все прекрасно знают, кто ответственен за те или иные нарушения.

Однако пойдет ли Кремль на то, чтобы наказать виновников всех этих дел? Думаю, нет. Своих не сдадут.

Но если они не понесут наказания за злоупотребления, то в дальнейшем при освоении бюджетных средств все будет продолжаться в том же духе?

Конечно, так оно и будет. Плюс из 680 млрд порядка 300 млрд рублей закладывалось на трубу, которую тянули из Сахалина через Хабаровск. Но могу сказать, что до сих пор на ТЭЦ Владивостока не поступил газ, потому что идут перепады в давлении и, к сожалению, газа Владивосток так и не видит. Все ТЭЦ должны были уже перейти на газоснабжение. Но давление скачет…

— Что народ на Дальнем Востоке думает обо всем происходящем?

Очень скептически народ настроен. Я был на Сахалине и в Хабаровске. Вообще к саммиту АТЭС не было большого интереса в период его проведения. Если, условно, взять Владивосток и «отделить» весь край, то отдаленные точки региона в период массового строительства к саммиту оказались просто в удручающем положении, потому что все социальные программы, проекты развития территорий просто были приостановлены.

Колоссальную сумму вносила в подготовку к мероприятию краевая администрация, краевой бюджет. К сожалению, тогда все остальные программы были приостановлены. Но когда туда приехал господин Шувалов, он всех уверял, что пройдет саммит АТЭС и мы, мол, возьмемся за вас, здесь рай будет, манна небесная на вас упадет. А на самом деле люди уже перестали верить во все. Плюс хоть какая-то была работа в определенный период: многие приезжали, работали на стройках. А сейчас это все закончилось, люди вернулись в свои семьи, в свои районы, и ситуация печальная.

А во Владивостоке, кстати, прошедшая избирательная кампания в Государственную думу показала, что «Единая Россия» недостаточно большим авторитетом пользовалась на тот период. Они ведь четвертые пришли. Первая — КПРФ.

А на прошедших выборах 14 октября при явке в 12 процентов — вдумайтесь, всего 12 процентов избирателей пришло голосовать — «Единая Россия» взяла свои 43. Коммунисты набрали 20. Это тот максимум, который они могли притащить к своим избирательным участкам, на который они могут рассчитывать на всех избирательных кампаниях.

При этом вся избирательная кампания у «Единой России» и действующего мэра прошла под заявления о саммите АТЭС. Вот, мол, это будущее Владивостока, это будущее края, будущее Дальнего Востока. И вот, 12 процентов пришло и проголосовало за будущее и за реальное положение дел. То есть вера в будущее объектов саммита АТЭС и постсаммитовский период, к сожалению, у людей никакая.

Вообще, когда разговариваешь с людьми во Владивостоке, понимаешь их разочарование. Да, построили мосты, построили дороги, но сколько было обещано другого, а ничего не было сделано.

 

Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов