По его словам, сдаваться в аренду частным лицами и фирмам за рубль будут только руинированные памятники при условии восстановления, а памятники, находящиеся в хорошем состоянии, сдадут в аренду по рыночным ценам. «В стране 150 тыс. памятников. Часть из них находится в частных руках, большая — в государственных, а еще большая — в руинированном состоянии», — цитирует РИА «Новости» слова министра.
Чиновник подчеркивает, что задача государства в том, чтобы арендатор или собственник содержал этот памятник в надлежащем состоянии:
«Если это руины, то задорого это сдать не получится, есть смысл отдать частнику это в аренду за рубль. Есть руинированный объект и картинка, как он должен выглядеть. Мы проводим аукцион; как только памятник сдается, арендатор платит аренду по максимуму. Когда памятник восстановлен, то арендатор платит уже тот самый рубль».
Еще в июле Владимир Мединский написал первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с соответствующими предложениями. В нем помимо идеи о спасении памятников через аренду или продажу с обязательством провести реставрационные работы говорилось и про необходимость передачи федеральных памятников в оперативное управление Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (ФГБУК АУИПИК). Шувалов предложения одобрил и поручил Мединскому и руководителю Росимущества Ольге Дергуновой разработать для памятников порядок приватизации и сдачи в аренду, а сами федеральные памятники передать в АУИПИК.
И вот здесь в европейском подходе к охране памятников вдруг проявилась российская специфика. Хотя разрушенных памятников в стране тысячи и тысячи, для возможной продажи и сдачи в аренду за 1 рубль было отобрано 111 далеко не худших московских зданий.
В августе руководитель АУИПИК Алексей Коробов направил в Минкульт список объектов, которые он после «дополнительной проработки информации» хотел бы получить в оперативное управление. Журналисты проехались по Москве и поглядели на вошедшие в него здания. Это, например, Верхние торговые ряды, более известные как ГУМ, где минимальная арендная ставка составляет 1,5 тыс. за квадратный метр в год, а также Вознесенский переулок, 6/3, строение 1, где в начале XIX века жил поэт Евгений Баратынский, а теперь здесь творит модельер Валентин Юдашкин. Не прошли чиновники и мимо здания на улице Мясницкой, где расположен ресторан «Дед Пихто», и особняка по улице Гончарной, 35/5, строение 1, в котором находится бизнес-центр «Гончарная».
Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин обращает внимание на то, что в Европе есть четкие критерии, что такое реконструкция, а что такое реставрация. «А у нас этих критериев нет. У нас очень зыбкая грань в законодательстве, отделяющая реконструкцию от реставрации. Поэтому вместо реставрации производится реконструкция», — говорит политик, подчеркивая, что в результате этого нередко здания разрушаются практически полностью: «В лучших случаях остаются лишь фасад, более или менее похожий на то, что было. Но это не реставрация, это уничтожение памятника. Создание новодела, имитирующего памятник».
При этом он считает, что предложенная схема по спасению памятников коррупционна. Здания попадут к олигархам, которые сумеют выиграть тендеры. Вместо реставрации они проведут реконструкцию, памятник будет уничтожен, а бизнесмены получат в центре города особнячки по фактически ничтожной цене.
Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов