Сердюков ушел из-под антикоррупционного удара: министра вводили в заблуждение его «амазонки»

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

В интересном служебном положении

В интересном служебном положении
Министр обороны понятия не имел, чем занимаются его «амазонки», несмотря на весьма близкие отношения с Евгенией Васильевой. Во всяком случае, так считает следствие. Судя по всему, наверху Анатолием Сердюковым тоже вполне довольны.
10 декабря 2012
В распоряжении агентства «Росбалт» оказались материалы, касающиеся уголовного дела о хищениях в военном ведомстве в период руководства им Анатолия Сердюкова. По мнению следователей, в действиях экс-министра обороны состава преступления нет, хотя он лично подписывал директивы, сделавшие возможным мошенничество с акциями ОАО «31 ГПИСС» и недвижимостью ОАО «Главное управление обустройства войск». В этом преступлении повинна начальник Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, «выполнявшая управленческие функции в ОАО «Оборонсервис»», которая «путем обмана и злоупотребления доверием» ввела в заблуждение руководство Министерства обороны РФ.

Сердюков, по этой версии, вообще не представлял, какими аферами занимаются его подчиненные. Росбалт отмечает, что в документах даже не упоминается Анатолий Сердюков, которого обозначают безличным словосочетанием «министр обороны».

А дело о коррупции в Министерстве обороны, скорее всего, будет расти не «вверх», а «вширь». Так, новой обвиняемой скоро может стать Людмила Егорина, руководитель ОАО «Главное управление обустройства войск» (ГУОВ), в прошлом — сокурсница Васильевой по юрфаку СПбГУ. Ее подозревают в продаже объектов ГУОВ по умышленно заниженной стоимости.

Сергей Шойгу поручил проработать вопрос о возвращении имущества и других активов оборонного ведомства, приватизированных при Анатолии Сердюкове с нарушением закона и по заниженным ценам.                (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

«В июне 2011 года генеральный директор ОАО «ГУОВ» Егорина Л.М… выполняя управленческие функции в коммерческой организации вопреки ее законным интересам и охраняемым законам интересам государства, в целях извлечения выгод и преимуществ для лиц, возглавляющих и распоряжающихся ОАО «Гранит-Кузнечное», осуществляющих хозяйственную деятельность на рынке щебня гранитного в границах Санкт-Петербурга, желая угодить лицам, входящим в состав органов управления ОАО «ГУОВ» и ОАО «Оборонсервис», и другим, приняла решение о реализации рентабельного предприятия ООО «436 КНИ» ОАО «Гранит-Кузнечное» по заниженной стоимости», — гласят документы следствия.

Кроме того, Егорина совместно с Васильевой приняли участие в продаже комплекса зданий, принадлежащих ГУОВ, в Большом Предтеченском переулке в Москве. Эти здания были переданы ООО «Теорема» по заниженной цене.

«Амазонки Сердюкова» создали вокруг Министерства обороны систему «консалтинговых» фирм, с помощью которых снимали сливки с продаж ведомственного имущества. Так, 10 апреля 2009 года Анатолий Сердюков назначил на должность начальника Департамента имущественных отношений (ДИО) Евгению Васильеву, а 15 февраля 2011 года и.о. гендиректора ОАО «Оборонсервис» стала ее бывшая сокурсница Егорина. По решению главы военного ведомства Васильева и Егорина вошли в состав советов директоров ряда субхолдингов и дочерних обществ ОАО «Оборонсервис». 1 апреля 2011 года состоялось заседание совета директоров ОАО «Оборонсервис», на котором Васильева предложила компанию ООО «Кэпитал консалтинг» в качестве организации, оказывающей услуги по оценке имущества военного ведомства. На этом же совещании ООО «Центр правовой поддержки «Эксперт»» получило эксклюзивное право оказывать агентские услуги при реализации недвижимости. Екатерина Сметанова, генеральный директор и учредитель «Эксперта», также была сокурсницей Васильевой и Егориной.

Громкие антикоррупционные скандалы в высших чиновничьих рядах, по мнению некоторых публицистов, дают основания надеяться на смену политического курса. Что ж, оптимизм в гомеопатических дозах, конечно, полезен, но оснований для него пока что нет. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

К декабрю 2011 года на счетах Сметановой скопилась значительная сумма, которую она предоставила на условиях займа ООО «ВитаПроджект». Генеральный директор этой компании Алексей Наумкин был одновременно и начальником юридического отдела «Эксперта». Именно «ВитаПроджект» приобрел некоторые объекты Минобороны, в частности, пакет акций ОАО «31 ГПИСС».

Министр обороны, напомним, понятия не имел, чем занимаются его «амазонки», несмотря на весьма близкие отношения с Евгенией Васильевой. Во всяком случае, так считает следствие.

Судя по всему, наверху Сердюковым тоже вполне довольны. Дмитрий Медведев достаточно тепло отозвался о нем во время последней беседы с журналистами пяти телеканалов. Владимир Путин тоже не жаждет крови отставного главы Минобороны.

Это он явно продемонстрировал на встрече со своими «доверенными лицами». На вопрос Эдуарда Багирова «Где посадки?» Владимир Владимирович ответил, что «посадки должны быть обязательно», но «вопрос не в жестокости наказания — вопрос в его неотвратимости».

После чего аккуратно увел разговор в сторону от «посадок»:

«Нам нужно бороться с коррупцией не только в высших эшелонах власти, не только говорить о том, что происходит в Министерстве обороны. Нам нужно говорить о том, что происходит на улицах городов, поселков, когда там сотрудники соответствующих служб деньги вымогают. Нам нужно не забывать, что происходит в социальных сферах… Нам все это нужно иметь в виду!»

Евгений Гонтмахер, член правления ИНСОР: «Обратите внимание: Путин публично нигде не говорит о борьбе с коррупцией. Поэтому создается ощущение, что ситуация развивается не по его сценарию. Кроме того, непроясненность бьет по самому Путину, так как возникает вопрос: а куда он раньше смотрел?»                         (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

Можно предположить, что Сердюкова целенаправленно выводят из-под удара. Политолог Павел Салин считает, что это вряд ли связано непосредственно с Сердюковым, который почему-либо представляет особую ценность в глазах высших руководителей. Скорее, можно говорить о тенденции — ограничить антикоррупционную кампанию во имя стабильности системы.

«Власть сейчас начинает понимать (она с самого начала это понимала), что она сама может стать жертвой антикоррупционной кампании, — говорит он. — В конечном итоге это ударит по первым лицам, премьеру и президенту. Ведь Сердюкова назначил Путин, и Сердюков все последние годы пользовался поддержкой Путина и Медведева».

Сейчас, полагает Салин, есть две стратегии антикоррупционной кампании. Так, для силовиков это оружие аппаратной экспансии. Необходимо жестко зачистить коррупционеров по всей вертикали, чтобы распространить и упрочить свое влияние. Напротив, Путин склоняется к тому, чтобы сосредоточиться на преследовании функционеров на низовых уровнях власти.

«В настоящее время преобладает такая точка зрения, которой придерживается Путин. Из-под удара выводятся и Сердюков, и Скрынник. Более того: если брать информационные потоки за последние 10 дней, то в коррупционных скандалах все чаще фигурируют имена второстепенных чиновников регионального уровня, но не федерального, — отмечает наш собеседник. — Есть желание ограничить антикоррупционную кампанию низовым и средним уровнем. Ведь антикоррупционная кампания, затронув высший уровень, может ударить по лидерам государства, по «питерской группе».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов