Владимир Путин намерен законодательно запретить госслужащим иметь счета за границей

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Президент сводит счеты с чиновниками

Президент сводит счеты с чиновниками
Президент хочет законодательно запретить чиновникам иметь зарубежные счета. Но я такие ограничения не поддерживаю. Мне важно, чтобы все было честно заработано! Если честно заработано, то в чем проблема? Проблема в том, что заработано нечестно.
12 февраля 2013
По идее, инициатива Владимира Путина — это хорошо. Как хороши и запреты иметь за бугром недвижимость и учить там своих детей. Ну, вы же наши, российские чиновники, патриоты, радетели всего отечественного — так чего же тогда заграницу кормить своими деньгами? Давайте в родных краях учиться, жить, копить на старость. Однако если взглянуть на ситуацию под иным углом, мнение о путинском законопроекте кардинально меняется.

Как это ни странно, я такие ограничения не поддерживаю. Не поддерживаю идеологически. Какая разница, где человек живет, учится, держит капиталы? Мне важно, чтобы все это было честно заработано! Если это честно заработано, то в чем проблема?

Я знаю, что вы мне скажете. Какой смысл чиновнику улучшать жизнь в стране, если у него все добро за рубежом? Зачем улучшать образование, если дети учатся в Лондоне? Зачем развивать медицину, если лечиться летают в Германию? Зачем укреплять экономику, если вклады делают отнюдь не в «Сбербанке» и акции покупают не наших предприятий. И так далее. Но если человек в принципе честен, если все, что он имеет, добыто им легально, то такой человек и о Родине будет заботиться искренне. Честность и патриотизм кажутся мне понятиями связанными.

Игорь Барциц, доктор юридических наук: «Мы живем в свободной стране, и есть конституционные, правовые положения, которые регламентируют возможности пользования своей собственностью, оборота собственности. А запрет на недвижимость за рубежом для госслужащих — чистой воды популизм, к антикоррупционной политике отношения не имеющий... Знаете — по ком звонит колокол? Он звонит по вам. Сейчас можно ерничать, ехидничать по поводу того, что нелюбимый слой чиновников немножко в чем-то ограничили, а ведь потом последует очередность. Если можно нарушить Конституцию применимо к одной категории граждан, почему нельзя нарушить применительно к другой категории?» (ДАЛЕЕ)

И штука как раз в том, что честным путем государственные служащие никак не могли бы заработать ни на недвижимость за границей, ни на лечение и образование, да и счета открывать в Швейцарии им было бы не на что. И в этом смысле им действительно в принципе до фонаря, что тут на Родине делается. Родина — лишь источник нетрудовых доходов, обналичивать которые разумнее вдали от родных берегов. Поэтому пускай теоретически я против всяких ограничений, но тактически приходится их поддержать.

Хотя вопросов меньше не станет. И главный из них: а чего это он вдруг? С чего бы Владимиру Путину, вся система которого выросла на чиновничьей коррупции, все друзья которого как сыр в масле катаются и перекатываются, вдруг наступать на горло этой удивительно красивой песне? Вот Алексей Навальный говорит об изоляционизме. Изоляционизм изоляционизмом, но Путин и его сподвижники не дураки. Изоляционизм — это ширма, пропаганда. А красивую жизнь на родных просторах в полной мере не ощутишь. Для этого действительно страну менять надо. А это долго и хлопотно. Нет, должна быть какая-то другая причина.

Может, верхушка внезапно одумалась, осознала, что такое воровство не доведет до добра? В эту версию верится еще меньше.

Готов предположить, что эти ограничения действительно станут ограничениями, но не для всех. Ведь любой подобный закон и всякое такое ограничение состоит из двух частей. Во-первых, часть декларативная. Она устанавливает, кому и что запрещено. Во-вторых — как добиться выполнения запрета. У нас же и взятки брать в стране нельзя, верно? И распилы с откатами запрещены, правильно? Ну и что — мешают эти запреты кому-нибудь?

У нас есть декларации о доходах, которые превратились в не просто в анекдот, а в оскорбление. Когда черным по белому написано, что эти депутаты и министры просто презирают нас, указывая, что и недвижимости у них нету, и денег они не заработали. В крайнем случае у них оказываются странно зажиточные жены. Где они таких нашли-то?

Поняв всю неприличность этой бумаженции, придумали теперь декларацию о расходах, и женам впредь будет сложнее проявлять расточительность на фоне скупых мужей. Но есть братья, тещи, хорошие друзья — и масса других сравнительно честных способов повесить свои доходы и расходы на кого угодно другого. Уверен, что именно так и будет. Потому что привыкшие воровать не смогут смириться с невозможностью это делать.

То же самое может быть и со счетами. Кто проверит, есть они или нет, если человек не захочет добровольно раскрывать эту информацию? А тайна вкладов? А всякие счета на предъявителя и тому подобные уловки, позволяющие не раскрывать имени владельца? Ведь и сейчас они обязаны все это декларировать, но не декларируют же! Так каков механизм проверки и контроля?

Но даже если добиться скрупулезного выполнения закона, то представим себе ситуацию, когда все доходы наших чиновников и депутатов оказались в пределах Российской Федерации. И вложили они миллиарды в ВТБ или «Сбербанк». И купили себе поместья под Москвой или построили, как президент, заимки на Алтае. И отдали детей в крутейшие частные школы, куда завезут лучших преподавателей со всего света. И что? Да, добро никуда не делось, но откуда оно у них? С какой радости эти поместья, школы и миллиарды у людей, которые ничего этого иметь не должны ни за границей, ни дома? Вот в чем штука-то!

Впрочем, как я сказал, есть у меня подозрение, что проверки, облавы и аресты будут. Потому что кто надо, тот прекрасно знает, где и у кого кубышка. Но удар будет наноситься по нижним чинам, по тем, кто не входит в число друзей и знакомых, по всяким мелким рыбешкам даже из партии власти. Эту часть элиты будут держать в страхе, народу покажут, что борются с коррупцией, а сами все равно будут жить по своим законам и в свое удовольствие.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов