На карте мирового автомобильного рынка продолжают происходить изменения. Сегодня стало известно, что концерн General Motors намерен продать свою торговую марку Hummer китайским автопроизводителям. Днем раньше поступило сообщение о достижении принципиального соглашения между GM и австро-канадской компанией Magna о продаже акций Opel.
Magna, давно планировавшая выйти на европейский автомобильный рынок, действовала в консорциуме с российскими Сбербанком и Группой ГАЗ. В результате акции были поделены следующим образом: 35 процентов остались у владельца Opel — американской компании General Motors, столько же перешли Сбербанку, 20 процентов — компании Magna и еще 10 процентов остались у сотрудников Opel. Причем Сбербанк выступил в сделке как финансовый инвестор, что подразумевает дальнейшую продажу купленных акций промышленному инвестору. Группа ГАЗ, которая так же приняла участие в сделке, инвестором пока выступить не может — денег на покупку такого количества акций нет. Поэтому вопрос о дальнейшей судьбе российского участия в развитии и освоении технологий немецкого автопроизводителя остается открытым.
Помощник Президента РФ по экономическим вопросам Аркадий Дворкович считает, что эта сделка — способ интеграции России в мировую экономику и способ модернизации российской автомобильной промышленности. Каким образом будет модернизирован российский автопром, тоже пока не ясно. По имеющимся данным, управляться Opel будет австро-канадской компанией. А инвестировать в убыточного производителя, вероятно, предстоит всем участникам сделки. General Motors, заявивший недавно о своем банкротстве, сделать этого не сможет. Правительство США, владеющее сегодня 60 процентами акций GM, заявило о поддержке подразделений компании, находящихся только на американской территории. Так что основное финансовое бремя предстоит нести Magna и Сбербанку. Вопрос о получении прибыли в условиях падающего рынка остается открытым.
Комментирует Михаил Хазин, экономист-аналитик
В существующей схеме я не вижу прямой и очевидной выгоды России. Сбербанк получает 35 процентов Opel так же, как General Motors, а Магна, которая и будет управлять этим бизнесом, владеет лишь пятой частью акций. Пока не ясно, сколько у Opel долгов и кто будет их погашать. Еще один вопрос — порядок распределения возможной прибыли. Не получится ли так, что долги платить будет Сбербанк, а прибыль получать General Motors?
На мой взгляд, следует, реструктурировав компанию, запустить ее и на растущем рынке получать прибыль. Но сможет ли относительно маленький Opel составить конкуренцию на европейском рынке, например, Фольксвагену или тому же Фиату в условиях падающего рынка? В этой связи, перспектива возврата Сбербанком своих инвестиций выглядит туманно.
А вот кому Opel точно станет конкурентом, так это отечественному автопрому в лице АвтоВАЗа.