Второй день заседания Шанхайской организации сотрудничества неожиданно стал довольно громким на заявления. Еще накануне многие эксперты называли екатеринбургский саммит плановым и рутинным, от которого вряд ли стоит ожидать революционных решений для политики и экономики. Опроверг эти ожидания Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — его выступление на саммите стало вчера главной экономической новостью мира.
Как и предполагалось, в своем выступлении Дмитрий Медведев предложил собравшимся отказаться от использования резервных валют при взаиморасчетах, увеличив при этом долю национальных валют. «Речь идет об увеличении доли расчетов в национальных валютах, в том числе для того, чтобы не быть зависимым от проблем с резервными валютами, — сказал президент России, — а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнеров. Я думаю, что это крайне важно, так как никакая валютная система, а тем более мировая, не может быть успешна, если те финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте».
Эту идею Дмитрий Медведев уже высказывал неоднократно на всевозможных экономических и политических форумах. Она хоть и довольно бурно обсуждалась, но так и оставалась просто идеей. И вот вчера у нее появилась возможность превратиться в реальный план действий — создание наднациональной валюты поддержал Нурсултан Назарбаев.
— В целях эффективного использования экономического потенциала стран региона поддерживаю только что высказанное предложение Президента России — объявил Президент Казахстана. — Предлагаю изучить возможность введения единой наднациональной расчетной единицы, привязанной к корзине основных региональных валют. Данная единица могла бы использоваться в торгово-экономических расчетах между странами ШОС.
Это заявление Назарбаева оказалось настолько неожиданным и громким, что помощнику российского президента Аркадию Дворковичу, пришлось долго и популярно разъяснять журналистам и экспертам позицию президентов. Суть которых сводилась к тому, что никто не собирается немедленно вводить наднациональную валюту, пока это только планы, хотя, как выяснилось, вполне реальные. По его словам, наднациональная валюта появляется тогда, когда появляется большой объем взаимной торговли. «Пока до этого уровня со всеми странами ШОС мы еще не дошли. С отдельными партнерами это уже есть, и, соответственно, обсуждение валютного взаимодействия идет более активно. Но не со всеми», — успокоил журналистов помощник Президента РФ.
Комментирует Рифат Гусейнов, доктор экономических наук (Новосибирск)
Думаю, заявления Медведева и Назарбаева на саммите ШОС — это не более чем наш достойный «ответ Чемберлену». То есть — США. Потому как, по моим прогнозам, в ближайшие пять лет ситуация на валютном рынке не изменится.
Мне могут возразить: доллар сегодня просто не имеет материального обеспечения (как и рубль, впрочем). А ведь не так давно бытовало мнение, будто все национальные деньги имеют золотовалютное обеспечение. Но на примере США теперь мы понимаем, что никакого материального обеспечения давно нет.
Но есть нематериальное обеспечение — доверие покупателей и продавцов. Без сомнений, покупательная способность и доверие к доллару постепенно восстановятся. Не секрет, США пока остается самым мощным игроком на рынке — все-таки 20 процентов мирового ВВП (сравните с нашими двумя процентами), и поэтому доверие к доллару в мире по-прежнему велико.
И еще одно любопытное наблюдение. Каждые полвека в Европе и в России в частности проходят грандиозные кампании по дискредитации экономики США. И чем они заканчиваются? Да ничем. Экономика США каждый раз возрождается, как птица Феникс из пепла. Думаю, что так будет и на этот раз. Доллар рано хоронить, у него есть будущее.