Борьба за кризисом

Максим Братерский,

исполнительный директор школы российских исследований Вышей школы экономики

Члены ШОС не поняли, что такое наднациональная валюта

Члены ШОС не поняли, что такое наднациональная валюта
На этой неделе в Екатеринбурге прошли сразу два саммита — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и клуба БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай)
18 июня 2009

Главной темой обоих саммитов стал экономический кризис, однако итоговые декларации организаций существенно отличались. Российская сторона старалась поставить вопрос о необходимости реформирования мировой финансовой системы и введении наднациональной валюты если не мирового, то, по крайней мере, регионального масштаба.
Примером стал экю — предшественник евро. Однако не смотря на все предпринятые усилия, предложения Москвы поддержали немногие. Главным сторонником Дмитрия Медведева стал президент Казахстана — страны, положение которой в условиях продолжающегося кризиса нельзя назвать самым плохим среди других членов Шанхайской организации сотрудничества. Нурсултан Назарбаев выступил с довольно жесткой антидолларовой речью.
Китай же, самый развитый из участников ШОС, со своей стороны предложил выделить на нужды организации 10 млрд. тех самых долларов. В итоге финальный документ ШОС не содержал упоминаний о предложенной Россией реформе и поиске замены американской валюте.
Следом за саммитом ШОС прошел саммит БРИК. На этот раз в итоговом заявлении лидеров стран-членов этого клуба слова о ремонте мировой финансовой архитектуре и создании альтернативы доллару присутствуют.
Комментирует Максим Братырский, исполнительный директор школы российских исследований Вышей школы экономики
По сути, речь идет о двух разных вещах. В первом случае, на саммите ШОС Президент России действительно высказал идею о создании наднациональной валюты. Это вызвало у членов организации много вопросов: что это будет за валюта, кто будет ее обеспечивать и чем и так далее. Однако вопросы остались без ответа. Нурсултан Назарбаев также не пояснил, что конкретно он имел в виду. Идея не проработана до конца.
Во втором случае члены клуба БРИК говорили об СДК (Special Drawing Right, SDK — международные резервные и платежные средства, эмитируемые Международным валютным фондом) — виртуальной валюте. Недавно страны—члены клуба приобрели виртуальной валюты на 70 млрд. долларов. Это и есть та альтернативная валюта, о которой идет речь в итоговом заявлении.
В последнее время стали звучать мнения о том, что лидерство и в ШОС, и в БРИК захватил Китай. Я бы не стал так говорить. Да, Китай экономически самая развитая страна из членов-участников обеих организаций. Что же касается военного аспекта и активности в международных делах, то здесь у России безусловное преимущество. Таким образом, экономическую слабость наша страна компенсирует лидерством в других областях.
Сегодня ШОС и БРИК представляют собой дополнительные площадки, на которых обсуждаются мировые экономические вопросы, и в этом основная суть организаций. Говорить о каком-то противопоставлении организаций площадкам Запада не приходится. Во-первых, в силу разных экономических весовых категорий. Во-вторых, потому что самих членов ШОС и БРИК устраивает их собственных статус и возможность решить сообща свои региональные проблемы, не вступая в конкурентную борьбу с Западом.