Как бы то ни было, но факт остается фактом: в рейтинге, ежегодно составляемом престижным британским журналом The Banker, российский Сбербанк по итогам прошлого года вошел в топ-25 крупнейших банков мира. По данным журнала, в прошлом году, получив прибыль в 4,4 млрд рублей, он занял 23 место в рейтинге самых прибыльных банков.
А если бы этот рейтинг банков проводился только в Новом Свете, то, по данным издания, в США Сбербанк занял бы и вовсе рекордное второе место, после Bank of America, который в мировом списке занимает 22 место с прибылью в 10,4 млрд долларов.
Еще год назад в общем списке британского журнала Сбербанк занимал 33 место, но кризис стал для Сбербанка весьма удачным. Стоит отметить, что столь высоко российские банки в списках The Banker поднимались лишь дважды — по итогам 2004 года. «Русский стандарт» стал четвертым по рентабельности активов и капитала. А по итогам 2007 года Сбербанк занял 16 место по рыночной капитализации среди банков мира.
Нынешнее же 23 место по главному банковскому показателю — прибыли — можно смело назвать рекордом банка.
Комментирует Василий Солодков, директор банковского института Высшей школы экономики
Начнем с того, что в прошлом году в самом начале кризиса государством в Сбербанк были закачаны довольно большие и дешевые ресурсы для кредитования промышленности с маржой всего в 10 процентов. Очевидно, за счет этих средств банк очень хорошо заработал. Это — во-первых.
Во-вторых, Сбербанк специализируется на розничных услугах, то есть ресурсы собираются и хранятся на депозитах. В прошлом же году рынок рухнул, депозиты лежали и дешевели на процентах, а кредиты росли буквально на глазах. Вот вам две причины хорошей прибыли, и нет тут никаких управленческих чудес. Все очень просто — банк озолотился на кризисе.
Теперь что касается будущего Сбербанка, и есть ли смысл сейчас покупать его акции. Это зависит от вашего мнения, достигли мы дна кризиса или нет. Лично я считаю, что дно мы еще не прошли, поэтому покупать рискованные акции я бы не стал. К тому же, Сбербанк — это не просто коммерческая структура, это в первую очередь экономический инструмент в руках политиков. И если та или иная операция будет даже не выгодна Сбербанку, но партия скажет «надо», то руководство Сбербанка без сомнения ответит «есть». И это надо обязательно учитывать.