Для сбора денег будут созданы две новые организации — Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии. Последний будет передавать 20 процентов средств на развитие кинематографа, 20 процентов — на развитие прокатной сети, а еще 20 процентов — на соцзащиту кинематографистов. Оставшиеся 40 процентов будут отданы авторам и исполнителям произведений. Предполагается, что с продажи каждого носителя будет взиматься по 5 руб., с DVD-плеера — не меньше 100 и не больше 10 тыс. рублей. По подсчетам, в первый год такой сбор может принести до 1 млрд рублей.
Однако в таком виде законопроект противоречит нормам 4-й части Гражданского кодекса РФ, которая регулирует права на интеллектуальную собственность. Кодекс разрешает взимать плату с производителей дисков и оборудования только в пользу авторов, исполнителей и производителей фонограмм и аудиовизуальных произведений. Также новая мера может привести к росту цен на оборудование, что снизит спрос, который, по прогнозам экспертов, и без нового налога к концу года упадет.
Комментирует Григорий Ивлиев, председатель комитета по культуре Государственной думы РФ
Развитие отечественной кинематографии находится сейчас в сложном состоянии. Ему, безусловно, требуется большая государственная поддержка. Когда было государственное финансирование, высокое искусство, как говорится, имело надежные тылы. Однако сейчас наступили трудные времена для отечественного кино, и мы должны посмотреть, какие еще неиспользованные возможности есть для его поддержки.
Поэтому предметом нашего внимания стала существующая с 1993 года норма законодательства, согласно которой авторам произведений и исполнителям полагаются вознаграждения от сборов с так называемого аудио- и видеооборудования и материальных носителей, используемых в личных целях. Она была предусмотрена законом «Об авторских и смежных правах» и перенесена в 4-ю часть Гражданского кодекса, однако никакой возможности ее реализовать не было.
Анализ ситуации показал, что правовой метод, который был положен в основу регулирования авторских прав, неэффективен. И поэтому мы решили прибегнуть к административному, налоговому методу. Мы предложили некую юридическую модель, которая будет реализована нашими государственными органами, с тем чтобы и Союз кинематографистов, и авторы, и исполнители произведений получили дополнительные средства на свою деятельность.
Эта мера, как и прямая поддержка кинематографии, нужна для создания материальной основы творческой деятельности. Так принято во всем мире. Введение такого рода обязательных отчислений со стороны импортеров и производителей не будет, по нашим оценкам, значительной нагрузкой на производство техники, но оно в достаточной мере простимулирует ее новое производство.