Речь идет о кредите в 8 млрд долларов, который МВФ предлагал Москве по льготной ставке в один процент. Вчера на заседании правительства РФ, где подводились итоги наполнения бюджета и освоения запланированных денежных средств, было принято решение отказаться от этого предложения, несмотря на то что стабилизации в экономике России пока не наблюдается.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, «эти средства предназначены в первую очередь для стран, находящихся в критической ситуации». Также было подчеркнуто, что Россия в такой ситуации не находится. Однако сегодня страна все же в таком положении, что МВФ не сможет надеяться на выделение Москвой дополнительных денежных средств на помощь другим странам.
В ходе заседания было принято решение пролоббировать в МВФ предоставление льготных кредитов Украине, Белоруссии, Армении и другим странам СНГ.
Сегодня же Алексей Кудрин вылетел в Лондон, где в течение двух дней пройдет подготовка к запланированной на конец сентября встрече G20 в Питсбурге (США). На повестке дня кроме всего прочего вопрос о международном ограничении бонусов топ-менеджерам банков. Многие национальные правительства западных стран уже пошли на подобные меры. Министр финансов РФ также дал понять, что выступает за подобную инициативу. Особенно в отношении банков, пользующихся государственной поддержкой.
В России многие банки оставили вознаграждения высшему менеджменту в размере докризисных лет, несмотря на то что вверенные им структуры зачастую не только существенно сократили собственные доходы, но и понесли серьезные убытки.
Комментирует Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики
Вопрос международных кредитов — политический, и обсуждать его с экономической точки зрения бессмысленно. У России будет дефицитный бюджет и в следующем году, и через год, и через два. Видимо, для российских руководителей получение кредитов Международного валютного фонда является политически недопустимым. Притом что кредиты МВФ дешевле кредитов, привлеченных на рынке, где правительство намерено в следующем году занять порядка 18 млрд долларов.
Но проблема сверхдоходов руководителей финансовых учреждений действительно существует. Топ-менеджеры банков получали высокие зарплаты и бонусы, после чего эти учреждения приходили в плачевное состояние. Тем не менее это не самая актуальная проблема с точки зрения выхода мировой экономики из кризиса. Она в достаточной степени популистская. Я бы посоветовал российским властям добавить к ней еще одну инициативу — запретить топ-менеджерам уходить в отпуска до тех пор, пока они не наладят кредитование экономики в целом и ее реального сектора в частности. Такая мера сработает гораздо лучше.