Кризис

Владимир Бессонов,

Институт информационного развития Высшей школы экономики

Экономика России медленно растет

Экономика России медленно растет
Алексей Кудрин заявил об окончании кризиса в стране, а Эльвира Набиуллина снизила цифру прогноза инфляции
21 сентября 2009

По словам министра финансов, третий квартал будет отмечен небольшим экономическим ростом. Свое мнение он подтверждает цифрами: ВВП вырос в июне на 0,4 процента по отношению к маю, а в июле — на 0,5 процента по отношению к июлю.

Оптимистично настроено и Минэкономразвития: на форуме в Давосе глава ведомства Эльвира Набиуллина заявила, что инфляция к концу года будет не 12, а 11 процентов.

Однако некоторые аналитики рассматривают рост первых двух летних месяцев как сезонное явление, вызванное необходимостью предприятий пополнить своих запасы, а не восстановлением спроса. Такую точку зрения подтверждают и августовские показатели: производство сократилось на три процента. В падение внесли существенный вклад отечественные производители автомобилей. К августу 2008 года автопроизводство упало на 85 процентов.

Комментирует Владимир Бессонов, директор Института информационного развития Высшей школы экономики, эксперт в области измерения и анализа российской макроэкономической динамики переходного периода

В России нижняя точка кризиса была достигнута в январе. Несколько месяцев мы на этом дне пребывали, к концу весны обозначился рост, продолжившийся летом. Он продолжается до сих пор. Таким образом, слова министра финансов России об экономическом росте в третьем квартале текущего года соответствуют действительности уже потому, что рост этот уже идет. Алексей Кудрин просто заметил эти тенденции, подождал, пока они укрепятся, и объявил о небольшом росте сейчас, когда все уже очевидно. 

Точно так же дело обстояло и в прошлом году, когда экономика начала падать. Алексей Кудрин долгое время говорил о том, что Россия является «тихой заводью» и кризис нас не коснулся. О том, что кризис все-таки затронул нашу страну, министр финансов объявил только тогда, когда все об этом знали и без его откровений.

Рассчитывать же уровень ВВП самостоятельно никому не запрещено. Однако он не отражает картину в полной мере. Гораздо более надежен показатель уровня промышленного производства — для его построения имеется хорошая, достоверная информация, в нем меньше недочетов. Так вот, индекс промышленного производства действительно растет — с конца весны. Конечно, растет не сумасшедшими темпами, но если существующие тенденции сохранятся в ближайшие месяцы, то 4—5 процентов роста ВВП мы будем иметь.

Не думаю, что рост июня—июля был обусловлен пополнением запасов, закупками сырья, как утверждают в наших экономических правительственных учреждениях. Общий индекс производства строится из сотен показателей индивидуальных индексов, и если их проанализировать, становится видно, что подобный рост происходит отнюдь не только за счет закупки сырья.

Данные по августу, когда было зафиксировано падение производства на три процента, подпортили автопроизводители, чьи показатели существенно ухудшились не только по сравнению с тем же месяцем прошлого года, но и по сравнению с июлем—июнем года нынешнего. Именно поэтому индекс производства в августе был отрицательным. Кроме того, есть и сезонные колебания, и их тоже нужно учитывать.

Мы не можем рассчитывать на резкий подъем экономики, но внешняя конъюнктура оживает, есть явные позитивные изменения, замеченные даже Алексеем Кудриным.