Автопром

Андрей Бороздников,

экономист

Наивный Renault—Nissan хочет повысить качество «жигулей»

Наивный Renault—Nissan хочет повысить качество «жигулей»
Правительство РФ наметило пути реанимации АвтоВАЗа, страдающего от долгов и спада продаж. Теперь все зависит от позиции главного иностранного инвестора Renault—Nissan, владеющего 25 процентами акций российского автогиганта.
25 ноября 2009

Представители франко-японского концерна прибыли сегодня в Тольятти для ознакомления с работой предприятия. Участники делегации смогут оценить уровень технического развития АвтоВАЗа, а также обсудят с его руководством ряд совместных проектов. Однако, по мнению наблюдателей, самое интересное будет проходить вне рамок протокольных встреч. Так или иначе, но от решений Renault—Nissan, который должен одобрить или отвергнуть план по спасению завода, по сути, зависит будущее всего отечественного автопрома. 

Чистый убыток ОАО АвтоВАЗ за девять месяцев 2009 года составил 19,7 млрд рублей, более чем на 44 процента сократились продажи его легковых автомобилей и коммерческого транспорта, значительно увеличились долги предприятия, достигшие 75 млрд рублей. 

Столь пессимистичные финансовые показатели вызывают беспокойство у менеджмента франко-японского концерна, которому принадлежит четверть Волжского автозавода. Они сомневаются в необходимости поддержания его работоспособности, отмечая прежде всего низкое качество производимой продукции. 

Об этом, в частности, рассказал сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов, принявший участие в закрытом совещании по развитию АвтоВАЗа. По его словам, качество отечественных автомобилей вызывают много нареканий, однако руководство автогиганта исходит из того, что совместными усилиями с Renault—Nissan удастся добиться превращения АвтоВАЗа в современное высокотехнологичное предприятие, которое будет выпускать очень качественную продукцию. 

Дело за малым — убедить французов и японцев, мало взволнованных судьбой российского автопрома, принять участие в столь амбициозном проекте. Помочь в этом берется лично премьер-министр правительства РФ, в конце недели планирующий посетить с официальным визитом Францию. Судя по всему, он надеется надавить на менеджмент Renault—Nissan, поставив большую политику российско-французских отношений в зависимость от решений по поводу Волжского автозавода. 

Комментирует Андрей Бороздников, экономист 

Я понимаю позицию Renault—Nissan: ни французы, ни японцы не привыкли выбрасывать деньги на ветер. Тем более в условиях кризиса. Понятно, что развитие производственных мощностей и модернизация оборудования АвтоВАЗа — проект, мягко говоря, нерентабельный. Нет смысла штамповать автомобили, отставшие от западных аналогов на полвека. Нет и смысла стимулировать инженерную мысль вазовцев, создавая себе конкурента на восточноевропейском рынке. 

Короче говоря, сильный, здоровый, мощный АвтоВАЗ хозяевам Renault—Nissan не нужен. Им нужна производственная база, обеспеченная необходимым количеством квалифицированных и не слишком дорогих рабочих рук, которые участвовали бы в штамповке отличных французских и японских машин. 

Собственно, никто бы не был против этого плана, если бы речь не шла о значительном сокращении персонала. Renault—Nissan достаточно десятой доли рабочих, ныне задействованных на заводах российского автогиганта. Остальные — лишняя обуза. 

В свою очередь, Кремлю проблемы и социальные волнения на Волге, которые по своим масштабам и негативным последствиям способны в разы превзойти события в Пикалево, тоже не нужны. Поэтому правительство сделает все, чтобы удержать на плаву градообразующее предприятие. 

И я не удивлюсь, что для достижения этой цели наши власти возведут вопрос АвтоВАЗа в ранг международно значимых.