Законотворчество

Андрей Ухватов,

экономист (Санкт-Петербург)

Центробанк выбрал себе Топ-10, чтобы курировать

Центробанк выбрал себе Топ-10, чтобы курировать
Правительство намерено ужесточить контроль за деятельностью российских банков. Введенный на время кризиса институт государственного надзора будет закреплен на более долгий срок поправками к закону «О Центральном банке».
2 декабря 2009

Об этом заявил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. По его словам, уполномоченные представители государства, следящие за деятельностью банков и по возможности «оберегающие» их от неоправданных рисков, зарекомендовали себя хорошо. «Проанализировав опыт их деятельности, мы сочли ее эффективной и планируем сделать институт кураторов с расширенными правами постоянным для системообразующих банков — то есть банков Топ-10», — рассказал Меликьян.

Центробанк начал вводить спецпредставителей в банки с 24 февраля 2009 года. Первоначально это была антикризисная мера, касавшаяся структур, которым правительство оказало поддержку. Теперь за счет поправок в законодательство список поднадзорных государству банков будет расширен. В него войдут банки из так называемого Топ-10. 

По данным рейтинга банков журнала «Деньги» на 1 октября, в Топ-10 банков по капиталу входят: 
Сбербанк
ВТБ
Газпромбанк
Россельхозбанк
Банк Москвы
ВТБ 24
Альфа-банк
Юникредит банк
Райффайзенбанк
МДМ банк.

Комментирует Андрей Ухватов, экономист (Санкт-Петербург)

Самым важным, на мой взгляд, является вопрос о том, какими будут законодательные поправки. Понятно, что конкретно очертить круг банков, в которые государству разрешено вводить своих представителей, с точки зрения права невозможно. Топ-10 — условное понятие, которым можно оперировать в банковской среде, но которое очень сложно оформить юридически. Тем более что речь идет о рейтинге — обобщенном, весьма условном и, главное, переменном. 

Я не отношусь к числу противников госрегулирования. Такая практика в реалиях кризиса распространена во всем мире и уже доказала свою эффективность. Однако в России законодательное закрепление института банковского надзора может привести к катастрофическим последствиям. Где гарантия, что правительство не создаст такую юридическую базу, которая позволит расширить свое влияние на все банки — не из Топ-10 и даже не из Топ-100, а вообще на все? 

Все к этому и идет. Поскольку, как я уже сказал, с точки зрения права невозможно оформить рейтинговую категорию, то в законе, скорее всего, будет дана ссылка на нормативные акты Центробанка. ЦБ будет позволено решать вопрос о введении в менеджмент банка надзирателя по своему усмотрению. Чем это закончится — нетрудно догадаться.