Ходорковские чтения

Арсений РОГИНСКИЙ, Евгений ЯСИН, Карина МОСКАЛЕНКО, Юрий ШМИДТ

РАЗГОВОР О ПРИРОДЕ ПРАВЯЩЕГО РЕЖИМА

РАЗГОВОР О ПРИРОДЕ ПРАВЯЩЕГО РЕЖИМА
В Москве состоялась конференция «Российские альтернативы — пятые Ходорковские чтения», которые стали традиционными.
10 декабря 2009

Вот уже в пятый раз представители российского экспертного сообщества —  известные экономисты, политологи, социологи, историки и юристы — собрались вместе, чтобы дать оценку нынешнему политико-экономическому состоянию нашей страны и выработать стратегию ее дальнейшего развития.

Очередные «Ходорковские чтения» были посвящены природе и ресурсам правящего в России политического режима. Их организаторами выступили: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Институт национального проекта «Общественный договор» и фонд «ИНДЕМ».

Участие в работе конференции и общей дискуссии приняли: Сергей Алексашенко, Александр Аузан, Евгений Гонтмахер, Лев Гудков, Александр Кынев, Татьяна Ворожейкина, Владимир Милов, Георгий Сатаров, Евгений Ясин, Михаил Делягин и многие другие.

Пятые «Ходорковские чтения»

Пятые «Ходорковские чтения»

Арсений Рогинский, правозащитник

Идея возникла около трех лет назад. А первые «Ходорковские чтения» прошли два с половиной года тому назад. Мы тогда собрались некоторым кругом и поняли два обстоятельства. С одной стороны, существуют идеи Ходорковского. Уже идеи Ходорковского каким-то образом через его статьи или через его судьбу, которую мы обдумываем и которую все уже тогда постоянно обдумывали, входят в жизнь и в общественное пространство. И что это нуждается осмыслить. И это одна сторона. 

С другой стороны, мы понимали, что существуют конференции разного рода социологов или юристов, или политологов, или конференции правозащитников. Каждая из них профессиональна и каждая из них о своем. И надо создать некий синтез, создать некую научную площадку, на которой можно было бы обсуждать актуальные современные идеи, так или иначе, связанные с идеями Михаила Борисовича Ходорковского и с обдумыванием его судьбы на фоне уже тогда боле или менее ясных, принятых государством мер. Так возникла идея. 

В основе было несколько человек: Евгений Ясин, Александр Аузан, Евгений Гонтмахер, Татьяна Ворожейкина, Мария Липман, Александр Даниэль, я. Несколько институций: «Мемориал», Институт национального проекта «Общественный договор», Фонд информации для демократии. Ну, вот мы решили это делать.

Евгений Ясин, экономист

«Ходорковские чтения» играют роль в этой области потому, что они создают общественное настроение. Они формирую общественное мнение, которое будет способствовать формированию в России правового государства верховенства закона, независимого суда. И собственно, они акцентированы на внимании тех людей, которые не согласны с политикой руководства страны. Они демонстрируют то обстоятельство, что в этой части руководство свою миссию и свои обязанности — так сказать, конституционные, — не выполняет. Оно, наоборот, нарушает те определенные статьи российской Конституции, создает условия для многозначной трактовки совершенно очевидных вещей. 

Поэтому это форма, я бы сказал, неполитической — поскольку здесь участвуют неполитические силы, — гражданской борьбы за права человека и за демократизацию российского государства, за установление в нем верховенства закона. 

Карина Москаленко, адвокат

Михаил Борисович с большим интересом следит за этим. Он прочитывает все, что мы приносим ему, все стенограммы. И ему по-настоящему интересно знать мнение вот этой общественной элиты — элиты в области права, в области экономики, в области политики… Он живо очень следит за этими обсуждениями. 

И конечно, меня радует, что есть интерес со стороны международного сообщества. Надо делать «Ходорковские чтения» доступными для читающей публики.

Интерес к делу Ходорковского на Западе не ослабевает. Этому способствуют обширные публикации, присутствие в процессе независимых международных наблюдателей. А особенно было бы интересно, если бы у западных юристов, социологов, политологов был бы доступ к тому, что происходит сейчас в зале на «Ходорковских чтениях». 

Интерес есть. Мы, адвокаты, общаясь в Парламентской ассамблее Совета Европы, в Брюсселе, в Страсбурге, пытаемся рассказать об основных идеях этих слушаний. Они интересны составом лекторов и докладчиков, составом людей, которые участвуют в дискуссии. 

Но, к сожалению, когда мы это делаем в общей форме — это не доносит существа обсуждений. Я считаю, что если эти материалы будут переводиться на английский язык, интерес к ним будет огромный.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского

Вы задали мне вопрос о том, какое значение «Ходорковские чтения» или семинары об альтернативном пути развития имеют для общества в целом, для Михаила Борисовича Ходорковского и для его дела. 

Начну с того, что они, безусловно, имеют большое значение лично для Михаила Борисовича Ходорковского. Поскольку, собственно говоря, идеи, сформулированные им за время отбывания наказания, явились толчком к проведению этих слушаний. И так как этот человек, находясь седьмой год в условиях лишения свободы, большую часть времени посвящает не раздумыванию над своим собственным делом, а занимается размышлениями над судьбою страны и над путями выхода из того тупика, в который завела страну нынешняя власть. 

Что касается общества, то ответить на этот вопрос особенно сложно потому, что общества в России сегодня нет. Есть составные части, какие-то осколки, мыслящая элита и аморфная масса, погруженная в свои собственные интересы. Вот для мыслящей элиты, для интеллектуальных, я бы сказал, «сливок», эти мероприятия имеют очень большое значение. 

И в этом плане переоценить значимость конкретной площадки очень трудно. Потому что здесь озабоченные судьбами страны люди. Люди, которые лучше других понимают, куда завел Россию путинский режим. Они обмениваются в свободной обстановке мнениями. И когда-нибудь эти мнения, безусловно, будут иметь практическую роль. Потому что это, в той или иной степени, консолидация интеллектуальной элиты, которая, к сожалению, как и элита политическая, на сегодняшний день достаточно раздроблена, хотя в меньшей степени. 

Что касается общества, то общество — если под ним подразумевать массу населения, — этого не замечает, этим не интересуется, живет сегодняшним днем. И думает о том, скорее всего, чем накормить семью завтра, как оградить себя от вала преступности, от техногенных катастроф, защитить своих детей. И не понимает, что эти проблемы решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне общества и всей страны. Пока, вероятнее всего, для больших, широких масс населения это мероприятие абсолютно не понятно. 

Что касается значимости «Ходорковских чтений» для дела Ходорковского, то есть, скажем конкретно, для определения его судьбы узника, я полагаю, что прямого значения, непосредственного значения это мероприятие так же не имеет. Но поскольку участь Ходорковского в значительной степени зависит от многих факторов, находящихся за пределами зала суда, то как фактор давления на правящую верхушку, как фактор, подчеркивающий зачастую абсурдный характер предъявленного обвинения и скрывающий истинные причины преследования Ходорковского, некоторое значение (может быть, не сегодня) это мероприятие также имеет. 

И лично меня как адвоката Михаила Ходорковского, как человека, который и переживает за него, и несет, в той или иной степени, профессиональную и моральную ответственность, в этом хочется видеть, может быть, даже большее значение, чем реальное. Но все-таки я считаю, что оно есть.