Контрабанда

Андрей Суздальцев,

Высшая школа экономики

Таможенный союз снимает эмбарго с Грузии

Таможенный союз снимает эмбарго с Грузии
В Россию могут вернуться грузинские вина, «Боржоми» и американская курятина.
22 марта 2010
Прекращение экспорта напитков из Грузии и «ножек Буша» из США российское руководство объясняло их несоответствием отечественным санитарным требованиям. Однако запрещенные у нас товары легко попадут на наш рынок через казахстанскую или белорусскую границы. И ударят по отечественному производителю.

По сути, они были объявлены опасными для здоровья россиян. На территории других членов Таможенного союза, Белоруссии и Казахстана, указанные продукты считаются пригодными для употребления.

Так как Таможенный союз предусматривает единое экономическое пространство, товары, поступившие из-за рубежа и расторможенные в странах — участницах союза, могут продаваться где угодно в пределах единого пространства. Например, ввезенные и расторможенные на территории Казахстана грузинские вина законно перекочуют на полки российских магазинов.

Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Таможенный союз до сих пор не регулирует вопросы доступа на таможенную территорию. Сейчас возникли серьезные проблемы. В свое время в рамках Союзного государства России и Белоруссии мы отдали соседям свою границу. Минск воспользовался этим в своих корыстных целях, а мы понесли огромные убытки.

Та же история повторяется с Таможенным союзом. Возможно, это какая-то уступка белорусам и казахам. В результате огромный вал китайского экспорта может смести весь российский бизнес.

Изначально утверждалось, что решения будут приниматься в рамках комиссии Таможенного союза с приоритетом российских интересов, так как 90 процентов общего рынка — наш рынок. Но странным образом начали разрастаться какие-то вопросы, которые нужно принимать только консенсусом — с согласия всех сторон. И сейчас таких вопросов уже более ста. То есть мы, владея рынком на девяносто процентов, вынуждены его делить с нашими соседями.

Тот же Минск выдвигает все более жесткие требования. Белорусы понимают, что создание Таможенного союза — больше политическое решение, а значит, можно себе позволить нас шантажировать. Они изо всех сил добиваются доступа к нашим энергоносителям по внутренним российским ценам, чтобы перепродавать их на Запад. Старая, еще украинская затея — зайти в Европу на российских газе и нефти.

Сегодня у наших чиновников есть задание: как можно быстрее создать Таможенный союз. И для них не важно, будет система работать или нет. Поэтому когда указываешь на ошибочные решения, наносящие явный вред экономике России, они в ответ только машут рукой.

Чиновники просто убивают Таможенный союз — хорошую, в принципе, идею. А ведь это последняя более-менее реальная возможность создать интеграционный проект под российским контролем. Если и он провалится, Россия получит серьезнейший удар по своему имиджу.