Инвестиционная деятельность

Никита Кричевский,

доктор экономических наук

Российская компания выдала государственную тайну

Российская компания выдала государственную тайну
ОАО «РЖД» предупредило Запад о продажности и некомпетентности российской судебной системы.
24 марта 2010
«Российские железные дороги» начали кампанию по размещению еврооблигаций на сумму более миллиарда долларов. В меморандуме, опубликованном на официальном сайте монополии, сообщается о возможных инвестиционных рисках, связанных с коррупцией в российских государственных органах.
ЕВРОБОНДЫ (другое название — еврооблигации, от англ. eurobonds) — разновидность долгосрочных ценных бумаг. Это долговые обязательства, циркулирующие на рынке евровалют. Заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок. Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основные их покупатели — институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании

Железнодорожное ведомство предупреждает будущих покупателей своих облигаций, что российские власти имеют «большие возможности для вынесения произвольных решений». У судов же нет реальной независимости от политических и коммерческих структур. И те и другие при этом могут быть коррумпированы.

РЖД и раньше критиковали чиновников и судебную систему России. Перед выпуском евробондов в 2006 году точно также говорилось о выборочном применении права и зависимости судов. Кроме того, в вину правосудию ставилась его некомпетентность в области бизнеса и корпоративного права.

Российские компании регулярно сообщают о рисках инвестирования в страну, однако корпорации под государственным контролем обычно делают это в более осторожных выражениях. Принадлежащие государству еврооблигации РЖД планируют разместить до конца марта.

Комментирует Никита Кричевский, научный руководитель Института национальной стратегии, доктор экономических наук

Существуют правила по составлению подобных меморандумов, где нужна максимальная честность. Потому что нельзя исключать подачу исков к РЖД, если монополия что-то не опишет. Поэтому обычно компании стремятся указать все, и даже больше, чем от них требуется. И «Газпром», и «Русал», и другие компании, размещавшие свои акции за границей, указывали абсолютно все факторы для внешних инвесторов. Ведь в противном случае сделка может быть признана недействительной и придется вернуть те средства, которые в них вложили.

Меморандум составляло не РЖД, а инвестиционные банки. То есть РЖД не автор, компания лишь поставила визу: «Согласовано».

Особенности российской судебной системы были отражены в подразделе «риски», что надо было делать в любом случае. Потому что это действительно опасно для инвесторов. Тут была дилемма: сказать обо всем правдиво и честно или не делать этого, что было бы хуже для размещения евробондов РЖД. Ведь иностранные инвесторы и так все прекрасно знают. Ни для кого не секрет, на каком месте Россия находится в рейтинге Transparency International.

Кроме того, международный резонанс получили многие уголовные дела, закончившиеся в том числе и летальным исходом. Например, смерть Магницкого. У всех на слуху дело Ходорковского. Многие региональные суды работают так, как им подсказывают руководители. Это обычные вещи в России сегодня. И все это нужно было описать.

Об этих же аспектах российской действительности говорил и Дерипаска, когда размещал акции своей компании за рубежом. И разместил, кстати, весьма успешно.

«Российские железные дороги» — открытое акционерное общество со стопроцентным участием государства. Получается, наша страна расписывается в том, что не может оказать финансовую помощь своей компании, и призывает разместить часть акций на внешних рынках, привлекая необходимые средства.