Автопром

Дмитрий Ломаков,

«Ретромотор»

Пересядет ли президент с «мерседеса» на ЗИЛ?

Пересядет ли президент с «мерседеса» на ЗИЛ?
В Администрации президента России не исключают, что глава государства и председатель правительства страны могут пересесть с импортных автомобилей на модернизированные ЗИЛы.
20 мая 2010
Первая попытка пересадить российских чиновников на автомобили отечественного производства была предпринята в конце 90-х годов Борисом Немцовым, являвшимся тогда вице-премьером России. По центральным каналам показывали служебные автомобили сотрудников правительства — «мерседесы» и БМВ, выставлявшиеся на торги. Взамен чиновники получали новенькие черные «Волги». Сами экспериментируемые отнеслись к инициативе вице-премьера резко отрицательно, а эксперты называли шаг Немцова его собственной пиар-акцией.

На долгое время разговоры о переходе чиновников на российские автомобили затихли. Из пыльного шкафа идея была извлечена после начала мирового финансового кризиса, в 2008 году. В связи с резким падением продаж российских автомобилей и автомобилей иностранных марок, произведенных на территории России, председатель правительства страны Владимир Путин высказал мнение о необходимости закупать на бюджетные деньги отечественные машины для чиновников, которые вновь отреагировали отрицательно.

Противники пересаживания указывали на несоответствие российской продукции мировым стандартам по представительности. Большие вопросы остаются и к техническим характеристикам машин.

Теперь о переходе на отечественные автомобили во власти говорят осторожно. Управляющий делами президента России Владимир Кожин заявил, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин могут пересесть на обновленные ЗИЛы советских времен, но это возможно в «среднесрочной» перспективе.

Некоторые эксперты связывают заявление Владимира Кожина со скандалом, разгоревшимся вокруг компании Daimler, производящей сегодня автомобили Mercedes — в том числе и для президента и председателя правительства России. Минюст США обвинил компанию в подкупе чиновников более двадцати стран с целью организации поставок своих машин в автопарки местных государственных учреждений. В список американского Минюста вошли и некоторые российские министерства.

Комментирует Дмитрий Ломаков, президент Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов «Ретромотор»

Было выпущено больше тысячи автомобилей ЗИЛ, и многие из них сохранились. Если говорить о современной России, то под президента и председателя правительства, конечно, сделают новые — проблем с этим на заводе имени Лихачева нет. ЗИЛы, принимавшие участие в параде на Красной площади 9 Мая, тоже являются новоделами.

Сама модель периодически проходит модернизацию, но основная технология производства бронированных ЗИЛов остается. Преимущество этой технологии перед западными аналогами заключается в том, что основой ЗИЛа является бронекапсула, вокруг которой и собирается сам автомобиль. У иностранных же машин лишь усилены внешние элементы — двери, крыши и т.д. Бронированный ЗИЛ стоит немного дороже бронированного «мерседеса», но уровень защиты у отечественного автомобиля несравненно выше.

Выбор «мерседесов» в качестве машин для передвижения руководителей страны был стратегической ошибкой. Но история развивается по спирали, и в прошлом можно найти примеры сегодняшних событий. В середине 70-х годов Леонид Брежнев узнал о том, что Патриарх Московский и всея Руси Пимен передвигается на автомобиле, подаренном японцами, так как его собственный был для тех времен морально устаревшим, а нового чиновники святейшему не давали. Тогда Леонид Ильич и произнес фразу, которую можно сегодня переиначить в отношении отечественных руководителей: «Русский патриарх на японском автомобиле — это политическая диверсия». После этого главе Церкви предоставили новенькую «Чайку».