Дело ЮКОСа

Станислав ЯКОВЛЕВ,

обозреватель «Особой буквы»

РАЗДАВАТЬ ДЕНЬГИ БЕДНЫМ — НЕГИГИЕНИЧНО

РАЗДАВАТЬ ДЕНЬГИ БЕДНЫМ — НЕГИГИЕНИЧНО
Они достались руководителям госкорпораций Константину Цицину, Анатолию Чубайсу и Игорю Сечину.
29 июня 2010
Во время прямой линии российский премьер-министр приоткрыл завесу тайны: оказывается, деньги обанкроченной нефтяной компании опального Михаила Ходорковского ушли народу через созданный специально для этих благородных целей Фонд содействия реформе ЖКХ. Но если внимательно вчитаться в доступные любому пользователю Интернета сведения, картина открывается несколько иная.

Бюджет

Есть такой анекдот. Встречаются два школьных приятеля, один — простой инженер, второй дослужился до майора ФСБ. Майор зовет инженера в гости. Показывает ему трехкомнатные хоромы в центре Москвы, «Майбах» с сиреной в подземном гараже, разливает по стопкам коллекционный коньяк. «Ох, да на какие же это все деньги-то куплено!» — диву дается инженер. «На свои, конечно», — недоумевает майор. «А мне все-таки кажется, что на народные», — робко мямлит жертва стабильности. «Да ты одурел, брат, — хохочет майор, хлопая приятеля по плечу. — Откуда у народа такие деньги?»

Этот анекдот я вспоминаю всякий раз, когда слышу о том, что средства, добытые удалым грабежом компании «ЮКОС», Владимир Путин раздал бедным. Ходил, видимо, по церквям и одаривал убогих червонцами. Полноте; как говорил персонаж одной комедийной истории: «Не понимаю я этого Робин Гуда. Зачем он давал бедным? Это негигиенично». А Владимир Путин, будьте уверены, привык содержать себя в чистоте.

Вспомним эклектичный телевизионный бурлеск «Прямая линия». По ту сторону экрана смотрело на российского премьер-министра прозрачными, голодными глазами пусть заранее отобранное, пусть тщательно загримированное, но все-таки, если в детали не всматриваться, вполне убедительно смоделированное простое российское население. Каждый второй в каске, хоть сейчас на агитационный плакат «Сталевары, ваша сила в ваших плавках». Что же сказал им Владимир Путин?

Известно что: «Я убедил своих коллег, что мы должны не только передать деньги в бюджет государства, но и если когда-то деньги были украдены у народа, то надо их отдать обратно. Так, на средства от продажи ЮКОСа мы сформировали Фонд жилищно-коммунального хозяйства, в который было направлено 240 млрд рублей».

Но, как гласит известный уличный закон, «слово, данное лоху, силы не имеет». Во-первых, налоги, недоплаченные в российский бюджет, должны быть доплачены в российский бюджет, и странные у Владимира Путина, в таком случае, коллеги, если они против этого очевидного решения панически и жарко возражали.

Во-вторых, принимая бюджет на 2007 год, российское правительство стояло на краю пропасти с булыжником на шее. Булыжник назывался «бюджетный дефицит». Владимир Путин сердито смотрел на нерадивых налоговиков. Налоговики разводили руками и жаловались, что они госслужащие, а не ярмарочные фокусники и просто так из воздуха 400 млрд рублей не извлекут (здесь). Извлекли в итоге из ЮКОСа (здесь). Общая сумма поступлений составила 585 млрд рублей. Эти деньги буквально спасли многострадальный бюджет Российской Федерации.

Пусть так. Уничтожение лучшей нефтяной компании России оказалось ценой, которую необходимо было заплатить за спасение бюджета. Это не вполне хорошо, но все-таки и не вполне плохо? Увы, не следует путать ведомство Алексея Кудрина с карманом телогрейки сельского тракториста. Запомним цифру: 585 млрд рублей. Трагические, но поучительные приключения этих рублей с легкостью побивают сюжет любого голливудского триллера.

Распил

Получив от правительства две с половиной сотни миллиардов, Фонд содействия развитию ЖКХ принялся лихо и щедро содействовать развитию ЖКХ.

По данным прокуроров, административно-хозяйственные расходы корпорации, в которой работает 97 человек, в прошлом году превысили 340 млн рублей. При этом оплата труда реформаторов ЖКХ составила 234,9 млн рублей. Генпрокуратура обращает внимание, что эти траты сопоставимы с расходами на содержание центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологий и Роскартографии вместе взятых.

Расходы на собственные нужды, запланированные на 2009 год, выросли на 100 млн рублей. Тратить деньги на основную деятельность у фонда получается совсем не так эффективно, как на административно-хозяйственный нужды. В начале апреля фонд приостановил выделение средств на капремонт домов в 21 субъекте из-за сокращения регионами объемов софинансирования программ. Регионы направили меньше средств, чем это было определено законом, и фонд не смог продолжить финансирование.

Сложности с размещением средств по назначению позволили фонду активно инвестировать в другие активы. 10 млрд 284 млн рублей размещено на депозитах в банках. В доверительное управление передано 3 млрд 875 млн рублей. Эта деятельность, согласно данным сайта фонда на 31 марта этого года, принесла доход организации в 16 млрд 32 млн рублей. «Деятельность фонда востребована, дает результаты и останется приоритетом и в дальнейшем», — заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства (здесь).

Но мало ли чего там думает прокуратура. Пусть лучше она о Ходорковском думает. А Константин Цицин беспечно продолжает свою работу в качестве эффективного государственного менеджера. В прошлом году он помогал Владимиру Путину выполнять антикризисную программу поддержки строительного бизнеса. В рамках реализации этой программы Фонд ЖКХ выделил 30 млрд рублей, чтобы региональные правительства смогли выкупить жилье у застройщиков. Застройщики — они ведь тоже народ, не хуже некоторых. Ходят, мыслят, есть хотят. Поэтому купите у них, пожалуйста, жилье. Но по цене не выше той, «справедливой», которую заявил премьер: 30 тыс. рублей за квадратный метр. Если упрямый застройщик назначает более высокую цену — переплачивайте, ничего страшного, не обижать же человека. Только не забудьте потом вернуть сумму переплаты Константину Цицину. Растратчиков нам не надо. А если не сможете вернуть — то хрен на постном масле получите в следующий раз, а не содействие (здесь).

В апреле госкорпорация «Фонд содействия реформе ЖКХ в лице Константина Цицина и госкорпорация «Роснано» в лице Анатолия Чубайса подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Намереваются совместно внедрять передовые научные технологии в строительной отрасли. Волшебную жидкость академика Петрика закачают в водопровод, не иначе.

Новый логотип госкорпорации «Роснано» обошелся российскому бюджету в 200 тыс. долларов

В этом партнерстве есть что-то глубоко символическое. Государственная корпорация «Роснано» была создана, как и положено простому народу, на все те же самые деньги ЮКОСа. Сто миллиардов рублей выделили ей, так и заявив: «на развитие науки». Теперь в корпорации «Роснано» под мудрым руководством известного ученого Анатолия Чубайса научная мысль зреет сочными гроздьями, будто крымский виноград. Академики уже успели совершить первое выдающееся открытие: оказывается, наличие разноцветного нарисованного шарика лучше, чем его отсутствие. На шарик потрачено двести тысяч долларов. Называется «ребрендинг» (здесь). Если вы пристально посмотрите на этот веселый шарик, то улыбка без сомненья вдруг коснется ваших глаз, и хорошее настроение не покинет больше вас. А когда речь идет о народном счастье, разговор о деньгах, и в самом деле, не вполне уместен.

Что, не радует шарик? Какая досада. Наверное, испортился. Придется новый шарик изобретать. В 2009 году, судя по данным, представленным госкорпорацией, ее сотрудники сработали весьма эффективно. Среднемесячный доход одного сотрудника «Роснано» в прошлом году составил 249 тыс. рублей, в том числе: у руководителя — 526 тыс. рублей в месяц, у менеджера — 258 тыс. рублей, у специалиста — 141 тыс. рублей (здесь).

Ну вот и замечательно. А то клевещут злоязыкие вредители, будто ученые в России голодают. Чтоб вы так кушали, как они голодают.

Подведем промежуточный итог. Триста сорок миллиардов рублей бюджетных средств, выбитых из компании «ЮКОС», составили счастье простых как кукиш рабочих и крестьян двух наиболее загадочных российских государственных корпораций. Осталось двести сорок пять миллиардов.

Было в России две беды, но теперь уж точно на одну меньше: сто миллиардов рублей употребили, как выясняется, на дорожное строительство. Будто здоровые, полнокровные вены, проступают на карте Родины широкие, удобные автобаны. А кто не видит, пусть глаза протрет и меньше слушает «Голос Америки».

Правительство России намерено направить один миллиард рублей на строительство на Алтае автодороги, которая, по некоторым данным, будет вести к «поместью Путина». Строительство ведется по личному распоряжению главы правительства РФ, и, по данным СМИ, этот процесс сопровождается многочисленными нарушениями. Один миллиард рублей — это только первоначальный взнос. Общая смета проекта, по данным депутатов алтайского парламента, составляет 3,5 млрд рублей (здесь).

Доведут, вполне вероятно, до пяти миллиардов. А то уж больно цифра какая-то кособокая — ни уму, ни сердцу. Двадцать резиденций в ключевых регионах страны — и каждый отечественный автолюбитель расплачется от счастья, стоя на коленях перед портретом дальновидного российского премьер-министра. Ничего себе, все людям. Кстати, дорожное строительство в России есть дело чрезвычайно прибыльное. Потому что дороги проектируются по особой технологии, предполагающей чуть ли не ежегодный их ремонт, о чем известно каждому, кто понимает смысл слова «карбюратор». Но не будем отвлекаться. Остается сто сорок пять миллиардов.

Из которых немедленно вычитаем сорок. Потому что правительство заботится о военных пенсионерах. К сожалению, «военный пенсионер» есть понятие довольно двусмысленное, особенно в устах российского чиновника. Компания «Транснефть» тоже помогает, сугубо благотворительно, ветеранам. Это ветераны ФСО, в фонд поддержки которых помянутая компания ежегодно направляет весьма значительные суммы. Но хорошо, не будем злорадствовать. Представим, что эти сорок миллиардов не проросли особняками на Рублевском шоссе для особо ценных силовиков. Допустим, что симпатичный дедушка в потертом кителе благодаря ликвидации компании «ЮКОС» смог купить себе буханку «Бородинского», банку консервов и полкило шоколадных конфет к чаю. Но вот же новость: оказывается, занимая пост руководителя нефтяной компании «ЮКОС», Михаил Ходорковский только тем и занимался, что грабил военных пенсионеров. Не верится? И совершенно правильно, потому что грабили военных пенсионеров, с особым цинизмом причем, совсем другие люди (здесь). Как бы то ни было, пенсионерам досталось менее одной десятой части общей прибыли от грандиозного раскулачивания компании «ЮКОС».

Финал головокружительной истории о том, как Владимир Путин бедных удовлетворял, остается открытым. Потому что остаток в сто пять миллиардов рублей просто исчез. А точнее, исчез куда надо. «Эти деньги будут израсходованы на различные нужды», — объявило правительство и попросило больше не досаждать ему наивными вопросами (здесь).

И действительно, не будем досаждать. Какие тут еще могут быть вопросы? Только один, пожалуй: если вычесть из начальной суммы 90 млрд рублей переплаты (здесь), кто бы в итоге остался голодным — военные пенсионеры или государственные корпорации?

Откат

Попробуем понять теперь, сколько миллиардов от банкротства ЮКОСа российский бюджет недосчитался. Для этого необходимо вспомнить, как проходила сама процедура банкротства. Опуская подробности: дочерним компаниям ЮКОСа насчитывались грандиозные долги. С учетом этих долгов дочерние компании выставлялись на аукцион по ценам откровенно бросовым. Сразу после покупки (например, компанией «Роснефть») бывшие дочерние компании вчиняли ЮКОСу фантастические иски за то, что он «неправильно ими управлял» (здесь).

Таким образом, новый собственник (например, компания «Роснефть») выигрывал дважды. Скупая за бесценок активы ЮКОСа, он заставлял ЮКОС еще и расплачиваться за эти покупки.

А потом в компанию (например, «Роснефть») приходили обескураженные налоговики и говорили: «Уважаемая компания, например, «Роснефть»! Ты уж прости нас, дураков сиволапых. Работа наша потогонная, все бумаги вокруг шелестят да цифры канкан перед глазами отплясывают, недолго и запутаться. Вот мы и запутались. Нет никаких особенных долгов у купленной тобою компании, например, «Юганскнефтегаз». Владей ей благочинно, на славу нам, на смерть врагам».

Так компания «Роснефть», уже безо всякого «например», освободилась от необходимости заплатить в бюджет без малого четыре миллиарда долларов США. Это около 125 млрд российских рублей по сегодняшнему курсу. Утритесь, военные пенсионеры. Вам с небес товарищ Сечин шлет воздушный поцелуй (здесь).

Это мягкий, щадящий для российского бюджета вариант отката. Есть и более неприятный, когда налоги, уже выплаченные в бюджет, признаются переплатой и возвращаются компании. Проблема в том, что, переплатив налоги в федеральный бюджет, компания имеет право взыскать компенсацию из бюджета местного. Именно так поступила компания «Томскнефть», фактически разорившая, причем без предупреждения, город Стрежевой (здесь).

От компании «Томскнефть» не отстают и прочие оказавшиеся в собственности «Роснефти» бывшие «дочки» ЮКОСа. Например, «Самаранефтегаз» отсудила у государства три миллиарда рублей (здесь). Мелочь, а приятно.

Я не буду говорить о том, как в целом повлияло на российскую экономику «дело ЮКОСа». Как беспардонно и несправедливо проходила сама процедура банкротства. Как исчезали инвесторы, как уходил в подполье российский бизнес и в чем же на самом деле виновен Михаил Ходорковский. Мне просто стало интересно, правда ли, что Владимир Путин раздал деньги ограбленным.

Чистая правда. Почетными ограбленными Российской Федерации с торжественным вручением ордена «Простой народ» предлагаю считать с сегодняшнего дня Константина Цицина, Анатолия Чубайса, Игоря Сечина. Особенно последнего. Которого, бедолагу, так ограбили, что он до кровяного пота выцарапывал последние свои трудовые копейки из лап бессовестных преступников, населяющих город Стрежевой.