Оружие

Александр Храмчихин,

военный эксперт

МиГ-29 made in China

МиГ-29 made in China
На мировом рынке торговли оружием у России появился серьезный конкурент в лице Китая.
12 июля 2010
В последние годы Пекин неоднократно переходил дорогу Москве в ее переговорах с потенциальными покупателями вооружения, включаясь в борьбу за контракты, которые Кремль уже считал практически заключенными.
Россия опустилась на второе место по продажам вооружений на мировом рынке, уступив лидерство США. С 2005 по 2009 год на долю РФ приходилось 24 процента рынка вооружений, в то время как на долю США — 30 процентов. Согласно же результатам предыдущих лет, с 2001 по 2005 год на долю России приходилось 31 процент рынка, а США — 30 процентов рынка.

Китай наравне с Россией добивается права на поставку систем противоракетной обороны в Турцию, предлагая Анкаре вместо нашего ЗРК С-400 приобрести китайский аналог HQ-9. Похожая ситуация возникла и в рамках охоты за тендер Минобороны Таиланда, которое долго не могло сделать выбор между бронетранспортерами российского и китайского образца. До сих пор нерешенным остается вопрос, чьи учебно-боевые самолеты будут бороздить воздушное пространство Индонезии — Як-130 производства РФ или разработанные в КНР FTC-2000.

До недавнего времени Кремль не воспринимал всерьез попытки Поднебесной потеснить российское вооружение на мировом рынке. Однако в последнее время ситуация стала меняться. Так, у российских властей вызывают тревогу неожиданно затянувшиеся переговоры с Египтом, который в течение нескольких лет выражал готовность приобрести истребители МиГ-29 СМТ. Контракт уже был практически заключен, но в борьбу за тендер включился Китай, предложивший Каиру наладить на территории страны производство самолетов JF-17 (FC-1). Египетские власти пока не приняли решения, какой из двух проектов им ближе, но сам факт того, что они над этим задумались, больше не воспринимая МиГи как бесспорно лучшие истребители, настораживает.

Москва, судя по всему, не намерена больше мириться с активностью КНР в приоритетной для нее сфере торговли оружием. Кремль уже заказал экспертное исследование, пытаясь понять, в чем секрет успеха китайских экспортеров. 7 июля на сайте госзакупок управделами президента даже была размещена заявка на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Особенности стратегии и тактики китайских экспортеров вооружения и военной техники: феномен успеха и основные конкурентные преимущества». Объявлено, что результаты научной работы, общая стоимость которой оценена в 200 тыс. рублей, будут использованы для подготовки доклада Дмитрию Медведеву.

Собственно, уже сейчас можно предположить, к каким выводам, скорее всего, придут исследователи. Для независимых экспертов преимущества китайского оружия в сравнении с российским очевидны. По их мнению, Москва сама вырастила из Пекина конкурента, на протяжении многих лет продавая в Поднебесную свои военные технологии.

Руководство крупнейших предприятий оборонного комплекса России по этому поводу давно бьет тревогу. В начале июля глава РСК «МиГ» и АХК «Сухой» Михаил Погосян направил письмо в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и в «Рособоронэкспорт», в котором выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайские истребители FC-1. Михаил Погосян был удивлен тем, что Москва собирается снабжать комплектующими самолеты, являющиеся прямыми конкурентами российских МиГов.

И это далеко не единичный пример. Китай уже освоил многие российские военные технологии и готов продавать их самостоятельно как собственные. Тем более что Пекину удается значительно удешевить итоговый продукт. К примеру, тот же FC-1 по своим характеристикам значительно уступает МиГ-29, но он гораздо дешевле — около 10 млн долларов против 35.

Еще одна проблема заключается в том, что КНР гораздо меньше, чем Россия, беспокоится об имидже и продает оружие в зоны конфликтов. Пока Москва раздумывает над внешнеполитическими последствиями заключения оружейного контракта с Ираном, в отношении которого Совбез ООН принял новые санкции, Китай строит планы о поставках в страну копии российского ЗРК С-300.

Комментирует Александр Храмчихин, эксперт в области ВПК и торговли вооружениями

Да, Китай ворует иностранные технологии. Причем Россия не единственная жертва такого воровства — просто самая крупная. Китаем обворованы и многие страны Запада — США, Франция, Голландия, Италия. У нашего дальневосточного соседа такой стиль, и о нем нужно помнить всем, кто торгует с Поднебесной.

В 90-е годы, когда экономика страны в целом и отечественный оборонно-промышленный комплекс в частности находились в тяжелом состоянии, мы очень много продавали в Китай. Есть мнение, что таким образом нам удалось спасти свой военно-промышленный комплекс. Но это вопрос спорный. Сегодня российский ВПК все равно находится в состоянии полной деградации, о чем свидетельствует начавшийся импорт вооружений.

Кроме того, мы вырастили в лице Китая не просто конкурента, но, что гораздо опаснее, врага. То есть потенциальным врагом-то нашим он был всегда, но теперь у него есть еще и оружие, нами же проданное и скопированное, которое, вполне возможно, будет против нас же и применено.

Китайские товары, как правило, по качеству уступают иностранным аналогам. Касается это и китайского оружия. Но для самого Китая это качество не принципиально важно, так как он продает оружие развивающимся странам, для которых важнее дешевизна, чем качество. Что касается оснащения своей армии, то здесь Китай возьмет не качеством, а количеством. В некоторых же областях качество китайских подделок уже примерно соответствует оригиналам. Например, копия Су-27, которая может оказаться даже лучше самого российского самолета.

Скоро Китай и Россия столкнутся на одних и тех же рынках оружия в Африке и Юго-Восточной Азии, и Поднебесная наверняка выбьет нас оттуда и из стран–лидеров по экспорту вооружений. Там у Китая есть дополнительные рычаги политического, экономического и коррупционного влияния. Так, в Африку идет мощнейшее проникновение Китая: скупаются месторождения полезных ископаемых, а заодно и местные элиты, и это очень помогает при продаже сюда китайского оружия. У России таких рычагов влияния нет.

Вскоре продавать отечественное оружие будет некому, а его качество явно снижается — скоро оно перестанет соответствовать даже потребностям российских вооруженных сил. Так что из крупнейшего экспортера вооружений мы неизбежно превратимся в импортера. Будем ли мы закупать само иностранное оружие или лицензии на его производство, пока не ясно. Очевидно одно: полностью обеспечивать себя сами мы не сможем. И осознать это необходимо как можно скорее.