На какие конкретно цели предполагается потратить эти деньги, Кудрин не пояснил. Равно как и то, из каких источников они будут выделены, учитывая, что бюджет 2011—2013 гг., по прогнозам Минфина, будет дефицитным. Судя по всему, финансирование силовых структур, по традиции, увеличат в ущерб «социалке».
Государство традиционно обещает, что расходы на социальные проекты вырастут. На образование правительство собирается выделить на 13,7 процента больше средств, чем в прошлый отчетный период, на здравоохранение — на 10 процентов, на культуру и кинематографию — на 11 процентов. Однако в Минобразования, Минздравсоцразвития и Минкультуры явно рассчитывали на большее.
Что касается целей увеличения финансирования силовых структур, то здесь к исполнительной власти еще больше вопросов. С обороной в данном случае все более или менее понятно: президент Дмитрий Медведев лично курирует армейскую реформу и неоднократно призывал правительство подкинуть военным деньжат. А вот на что пойдут остальные деньги, не ясно. Особенно если вспомнить, что, например, перед МВД поставлена задача значительного сокращения штата.
В обозримом будущем Министерство внутренних дел должно сократить центральный аппарат ведомства примерно на половину, а весь личный состав — на 20 процентов. Предполагалось, что, избавившись от 200 тысяч сотрудников, МВД сможет повысить зарплаты оставшимся на службе милиционерам и даже обеспечить их жильем.
Либо этот амбициозный финансовый план признали несбыточным, решив, что численно сокращенному правоохранительному ведомству понадобятся еще деньги — к примеру, на закупку детекторов лжи, которые по недавно вступившему в силу закону должны повсеместно использоваться при приеме на работу милиционеров. Либо дополнительные средства поступят в распоряжение не Министерства внутренних дел, а Федеральной службы безопасности, которая совсем недавно была наделена дополнительными функциями.
Комментирует Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» Высшей школы экономики
В начале июля наш институт подготовил три варианта сценария бюджетной политики государства на ближайшие годы. Один из вариантов предусматривал увеличение расходов на силовиков и социальные нужды, в первую очередь на Пенсионный фонд, в ущерб трат на экономику, улучшение инфраструктуры. Как мы видим, именно этот прогноз сбывается. Относительно ВВП страны расходы на экономику будут сокращаться, а на оборону и пенсии — расти.
Здесь наблюдается расхождение между реальными планируемыми тратами и намерением руководства страны модернизировать отечественную экономику. Вероятно, в будущем деньги будут выделяться на какие-то отдельные экономические проекты. Общие расходы на улучшение инфраструктуры заметно снизятся.
Но модернизация — это не отдельные проекты, а повышение общего уровня развития экономики и инфраструктуры. То есть вывеска «модернизация» у нас остается, а глубинные процессы, необходимые для ее осуществления, откладываются.