Внешняя торговля

Алексей Портанский,

Высшая школа экономики

Новороссийск зерно не принимает

Новороссийск зерно не принимает
Введение запрета на экспорт зерна может привести к потере Россией позиций, завоеванных на мировом рынке, и банкротству морских торговых портов страны.
12 августа 2010
Новороссийский морской торговый порт, крупнейший в стране, готовится к финансовым потерям, которые до конца года могут составить порядка 40 млн долларов. Мелкие порты после установления запрета на вывоз зерновых из России, скорее всего, станут банкротами.

Стремясь компенсировать будущие потери, экспортеры пытаются ускорить отгрузку зерна до того, как начнет действовать запрет. Однако в обстановке суматохи возникли проблемы с РЖД — железнодорожники оказались не готовы к резко возросшим скоростям транспортировки хлеба. В настоящее время в Новороссийске невыгруженными остаются около двух тыс. вагонов с зерном, в порту Туапсе — 750. Всего на предпортовых станциях «застряло» 360 тыс. тонн зерна.

Еще год назад всерьез шли разговоры о том, что Россия в самом ближайшем будущем может стать одним из крупнейших в мире поставщиков сельскохозяйственной продукции. Оценивая потенциал страны, эксперты делали вывод, что РФ вполне по силам занять по меньшей мере 50 процентов международного рынка хлеба и стать фактически монополистом. Для достижения этой цели была даже создана «Объединенная зерновая компания», получившая среди экономистов прозвище «зерновой Газпром» (подробнее можно почитать здесь).

Появление сельскохозяйственного гиганта, который получил практически полный контроль над экспортом и транспортировкой хлеба, стимулировало развитие российских морских портов. Даже мировой финансовый кризис не принес им значительных убытков — от масштабных проектов технического переоснащения и модернизации им, конечно, пришлось отказаться, но в целом экономическая обстановка для дальнейшего роста была вполне благоприятной.

Но, похоже, вызванный засухой неурожай портам пережить столь же легко, как и кризис, не удастся. Сначала сельхозпроизводители предупредили, что соберут в этом году на 15—20 процентов меньше хлеба, чем в прошлом, что, само собой, вряд ли обрадовало транспортные компании. А тут еще и государство объявило о запрете экспорта зерна, который вступит в силу 15 августа и еще неизвестно сколько продлится.

Новороссийский морской торговый порт готовится к существенным потерям — по оценкам специалистов, крупнейший российский порт может недосчитаться 40 млн долларов выручки. Смягчить удар помогут достаточно выгодные контракты с Казахстаном на транзит его зерна. Но полностью убытки они не покроют.

Аналитики отмечают, что Новороссийский порт с возникшими трудностями справится, а вот другим портам, через которые тоже экспортируется зерно, временный запрет на вывоз сельхозпродукции может нанести непоправимый урон. Речь прежде всего идет о Ростовском, Туапсинском и Ейском портах.

По мнению гендиректор агентства Infranews Алексея Безбородова, порты могут рассчитывать только на транзитные потоки из Казахстана, которых на всех явно не хватит. Большая их часть уйдет в Новороссийск, поэтому те же Ростовский и Туапсинский порты в этом году на полную проектную мощность точно не выйдут.

Комментирует Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики Высшей школы экономики

Приняв решение запретить экспорт, мы рискуем потерять те позиции на мировом рынке зерна, которые медленно завоевывались Россией на протяжении многих лет. Кроме того, высок риск утраты доверия со стороны наших покупателей — как нынешних, так и потенциальных. А именно доверие покупателей имеет значение в торговле, в том числе и на таком высоком уровне. И одним из последствий решения о запрете экспорта зерна, возможно, станет утрата имиджа надежного поставщика.

Сегодня не вполне понятны и убедительны доводы в пользу такого решения. Простые ссылки на засуху и голод — общие слова. Проблема требует более детального анализа. Так, министр сельского хозяйства Елены Скрынник заявляла, что запасы зерна от урожаев предыдущих лет достаточно солидные и с учетом урожая нынешнего года нам в любом случае хватит и на внутренние нужды, и на международные поставки. В таком случае решение об эмбарго на экспорт необъяснимо и противоречит духу и принципу международной торговли, духу Всемирной торговой организации, куда Россия так стремится попасть.