Интеграция

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
— специально для «Особой буквы»

На газовом фронте без перемен

На газовом фронте без перемен
Российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз» провели очередной раунд переговоров о слиянии двух компаний.
24 августа 2010
Наши власти часто обвиняют в использовании «газовой дубинки» при решении политических споров. И Белоруссия, и Украина почувствовали на себе последствия газовых отключений в разгар холодных зим. Справедливости ради стоит заметить, что ни Польша, ни прибалтийские страны, с которыми у нас тоже непростые отношения, «энергетического шантажа» не испытывали. Поскольку платят вовремя и долгов не имеют.

ОБ ИТОГАХ РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ АЛЕКСЕЯ МИЛЛЕРА И ЮРИЯ БОЙКО (20.08.2010 18:00)

Сегодня в центральном офисе ОАО «Газпром» состоялась рабочая встреча председателя правления Алексея Миллера и министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко.

Стороны выразили удовлетворение ходом взаимодействия ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз» Украины в рамках долгосрочных контрактов на поставку и транзит газа.

На встрече речь шла о развитии стратегического партнерства компаний, начат новый раунд переговоров о создании совместного предприятия ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз» Украины.

Управление информации ОАО «Газпром»

Газовая война 2009 года продемонстрировала, что не только Россия, но и сама Украина не прочь использовать «газовый шантаж». Во всяком случае, в маневры по перекрытию задвижки включилась охотно и со знанием дела. Наши специалисты уверенно предвещали холод в квартирах партнеров по СНГ, но местные умельцы умудрились пустить газ в реверсном режиме (т.е. с запада на восток) и оставили без тепла вместо себя Балканы.

Между тем через узкое украинское горлышко в Европу экспортируется около 80 процентов российского газа. Грех не использовать монопольное положение, — так до недавнего времени думали в Киеве.

Но все изменилось 9 апреля, когда началась подводная укладка труб Северного потока — с этого дня цена украинской газотранспортной системы резко пошла вниз. Европа, прежде проявлявшая к ней интерес, в переговорах о модернизации больше не участвует. Стало очевидно, что наши западные соседи теряют монопольное транзитное положение.

Не улучшает им настроения и Южный поток, перспективы которого приобретают все более ясные очертания. Если обход Украины с севера лишает ее существенной доли дохода, то южный фланг ставит вообще под сомнение независимость великой транзитной державы. И президент Виктор Янукович, и премьер-министр Николай Азаров не скрывают своего беспокойства и приводят все новые аргументы против укладки труб по дну Черного моря.

Казалось бы, в этой ситуации предложение России о слиянии «Газпрома» с украинским холдингом «Нафтогаз» должно восприниматься как спасительная палочка-выручалочка — оказывается, есть еще страна, которая проявляет интерес к стремительно дешевеющей Украинской ГТС. Но Киев почему-то не бросается в дружеские объятия Москвы. Потому что понятно и другое: «Газпром» не изменит своих планов по строительству потоков. А значит, отдать ему в собственность, даже частичную, свою трубу — это приблизить державу к дефолту.

Сегодня речь идет не о слиянии двух компаний, а о первом этапе — создании совместного предприятия. Россия предлагает паритет и хочет ровно половину. Украина настаивает на 51-процентной доле.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Россия попала в удивительное положение. С одной стороны, мы развиваем рыночную экономику, подразумевающую конкуренцию и многообразие, а с другой стороны, по-советски все планируем и собираем яйца в одну корзину. И любимыми детьми государства являются монополии вроде «Газпрома». Ах, как было бы славно заключить в широкие газпромовские объятия всю нефть и газ!

Но в истории с Украиной нас как раз и спасает рыночная конкуренция! Конечно, пока у власти был Ющенко, ежегодные нестроения, долги, ссоры-склоки нам были обеспечены. Традиция встречать Новый год шампанским «без газа» стала такой же, как просмотр «Иронии судьбы».

Но проблема разрешилась. И разрешилась в первую очередь не потому, что власть в Киеве поменялась (хотя это тоже сказалось), а потому, что украинской трубе появились альтернативы. Мы брали Киев за горло, но и он брал нас за трубу! Теперь же получается так, что через некоторое время мы теоретически можем вообще обойтись без Украины при транспортировке газа в Европу и украинцам придется радоваться транзиту чуть ли не по любым ценам! Ведь и Северный поток и Южный замышлялись как укрепление нашей газовой монополии. А вышло, что они укрепили конкуренцию и могут избавить нас от переплат за транзит братьям-соседям.

Впрочем, наше «монопольное» естество все равно вылезает изо всех щелей. И не нужна нам теперь как будто Украина, а все равно как славно было бы заграбастать ее «Нафтогаз»! Как говорится, чтоб було. В принципе, сделка для всех могла бы получиться неплохой. Европа вскоре избавится от нервной дрожи при упоминании слова «газ» и так или иначе его получит, а стало быть, нет у европейцев коммерческого интереса к украинской газотранспортной системе. Украине вообще одна сплошная польза от продажи своей трубы. Ведь если она будет принадлежать «Газпрому», это прежде всего гарантирует, что по своей-то трубе российский энергетический Голиаф чего-нибудь да станет перекачивать — не простаивать же, не пустовать же добру.

А Голиафу выгодно «прихватизировать» «Нафтогаз» по политическим причинам. Это чем-то похоже на размещение Черноморского флота в Севастополе на вечные времена. В стратегическом смысле эта база бессмысленна, но мы платим за нее несуразные деньги именно как за политический символ.

Труба такой же символ. Только за нее платить такие же великанские суммы, по идее, не надо. Так что хорошая затея. Да и Янукович не вечен. Ан как придет к власти вместо него какой-нибудь Петлюра, а трубы-то уже все наши!