Группа граждан потребовала от правительства свою часть бюджета — 28,3 тыс. рублей на человека

Никита Кричевский,

экономист

Народ хочет быть в доле

Народ хочет быть в доле
Как сообщает Интерфакс, за прошлый год в Администрацию президента поступило свыше пяти тысяч требований граждан перечислить им 40 процентов суммы, «заложенной на каждого гражданина» в бюджете.
31 марта 2011
По словам заявителей, они хотят обладать «экономической возможностью осуществления власти», поскольку ее источником в Конституции назван как раз народ. Требования из Администрации президента были переданы в Минфин, который, правда, всем просителям отказал. Ведомство Алексея Кудрина сослалось на действующее законодательство, не дающее оснований выделять гражданам из бюджета средства.

По данным агентства, расходы федерального бюджета РФ в 2010 году составили 10,115 триллиона рублей, то есть на каждого гражданина пришлось более 70,7 тысячи рублей. Следовательно, каждый из обратившихся претендовал на 28,3 тысячи рублей из бюджета страны.

Смысл требований активистов «Особая буква» попросила разъяснить председателя экспертного совета организации «Опора России», профессора экономики Никиту Кричевского.

По его мнению, указанная просьба есть одна из «культурно санкционированных форм протеста против преступного коррумпированного государства». Иначе говоря, люди выразили свою гражданскую позицию, государству они сказали: мол, ты не исполняешь своих функций, поэтому деньги назад!

«Приведенные цифры, — добавил Кричевский, — означают, скорее всего, сумму федерального консолидированного и регионального бюджетов. Если поделить ее на число граждан, мы и получим цифры, приведенные Интерфаксом.

Будет ли данный жест иметь реальные последствия? Никаких — однозначно уверен экономист. Граждане делегировали государству то, на что сами объективно неспособны: заботу об обороноспособности страны, ее безопасности и другое. Вернуть налоги законным путем нельзя — и это правильно, говорит Кричевский. Мы выбрали Госдуму и президента, президент назначил премьера, его утвердила Дума, которая приняла уголовный, бюджетный, налоговый и прочие кодексы.

Отношение ко всему этому не родилось после 1993 года, оно имеет культурологические корни — это называется «общественным договором»: у каждого свои функции, свои задачи. Невыполнение оных имеет место быть повсюду (иначе бы не было протеста), но действовать приходится методом права.

У социального протеста несколько способов проявления. Можно, к примеру, уйти в область серых зарплат, то есть нарушить закон, хотя всякое нарушение умножает сумму зла и то же самое государство чуточку отдаляется от возможности стать нормальным, каким активные граждане хотели бы его видеть.

По словам эксперта, Конституция допускает другую действенную форму — референдум. Вот если бы нашлась сильная партия, заинтересованная в более прозрачном государстве, которая была бы способна точно сформулировать и выразить интересы большинства, тогда властям было бы труднее отмахнуться. Но мы же реалисты: шансов состояться у такого референдума нуль, не сомневается Кричевский.

«И все-таки, — заключает председатель экспертного совета «Опоры России», — активность жеста я приветствую. Даже не рассчитанного на мгновенную отдачу. Государство, погрязшее в коррупции, само по себе в норму не придет, поэтому давить на него необходимо. Людям помимо прочего нужна вера, что и от них страна зависит, обратная связь налаживается, становясь привычной, бесплодно лишь равнодушное самоустранение».