Голикова утверждает, что безработных в России стало меньше

Сергей Алексашенко,

директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики

Работа после кризиса уже больше не волк и в лес не убежит

Работа после кризиса уже больше не волк и в лес не убежит
Министр здравоохранения и социального развития считает, что программы содействия занятости населения помогли снизить численность официально зарегистрированных безработных в России до докризисного уровня.
14 апреля 2011
Татьяна Голикова в ходе заседания Федеральной службы по труду и занятности доложила об успехах в борьбе с безработицей. По словам министра, только за предыдущие две недели численность неработающих граждан снизилась на один процент. Однако часть экспертов считают столь оптимистичные заявления не совсем соответствующими действительности. Дело в том, что официальные данные не учитывают уровень скрытой безработицы, которая приобрела за последние годы массовый характер. Эксперты относят к категории скрытых безработных не только людей, находящихся в частично оплачиваемых отпусках, но и специалистов высокой квалификации, вынужденных заниматься неквалифицированным трудом.

Главной задачей на сегодняшний день Татьяна Голикова назвала не оплату пособия по безработице, а эффективную работу на рынке труда. По ее мнению, в дальнейшем нужно продолжать реализовывать меры по трудоустройству населения и развивать мобильную составляющую, информационное сопровождение, а также не исключать возможности частного государственного партнерства.

Отметим, что в 2010 году среднегодовая численность безработных в России снизилась до 5,6 млн человек. В абсолютном выражении снижение составило 0,7 млн человек. Занятость населения составила 69,8 млн человек.

Когда в сентябре 2008 года в России началась острая фаза экономического кризиса, были уволены около 2 млн человек. Среди поводов, по которым с работниками были прекращены трудовые отношения, доминировали два: «по собственному желанию» и «по соглашению сторон». Положение усугубляла и неравномерность количества безработных на территории страны. Рапортуя об успехах в борьбе с таким социальным злом, как безработица, министр здравоохранения и социального развития, однако, не заострила внимания на этой особенности России. Поэтому можно предположить, что радостные показатели по отдельным регионам были бы хуже: в крупных центрах намного легче стало найти работу, в то время как в моногородах большая часть жителей по-прежнему не знает, где трудиться.

По мнению экономиста Сергея Алексашенко, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», российская экономика в большинстве секторов действительно восстановилась после кризисного падения.

«Мне кажется, что ничего удивительного в том, что заявила Татьяна Голикова, нет. Прошло уже два года после кризиса — занятость восстановилась», — утверждает экономист.

Однако директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики отметил, что статистика динамики безработицы в России немного искажена под влиянием фактора иностранной рабочей силы, которая активно используется в наиболее пострадавших от кризиса секторах, например, в строительстве.

Сергей Алексашенко сомневается, что при расчете статистиков учитываются все официальные данные. То есть падение занятости в строительстве за счет иностранных рабочих игнорируется, соответственно оно не отражается на статистике. А строительство не восстановилось до сих пор.

«На мой взгляд, уровень безработицы в России ниже, чем нужен. Это свидетельствует о том, что у нас конкуренция на рынке труда ослаблена, что не идет на пользу рынку труда», — заключил экономист.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов