Напомним, Роспотребнадзор еще в конце мая ввел запрет на поставки овощей из Испании и Германии. А в начале июня распространил запретительные меры на весь Евросоюз. Теперь же к Роспотребнадзору присоединился Россельхознадзор. Особую обеспокоенность ведомства, говорится в сообщении, вызывает то обстоятельство, что европейцы так до сих пор и не выявили источники загрязнения пищевой продукции высокопатогенным штаммом кишечной палочки.
«Россельхознадзор внимательно следит за развитием ситуации и оставляет за собой право применения дополнительных мер по обеспечению пищевой безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, импортируемой на российский рынок из стран Евросоюза», — говорится в сообщении ведомства. При этом Россельхознадзор утверждает, что заражение кишечной палочкой растительной продукции может иметь лишь вторичный характер. То есть растительная продукция не может считаться первичным источником инфицирования продукции в пищевой цепи. Таким образом, делается прозрачный намек на то, что источником и носителем инфекции могут быть и животные.
«Продукция животного происхождения, в связи с более высокой вероятностью микробного загрязнения при убое животных и разделке туш, является продукцией повышенного риска», — уверен Россельхознадзор. Европейским экспортерам мяса и молочных продуктов, таким образом, самое время обеспокоиться за будущее своего бизнеса на «русском направлении».
С одной стороны, кипучую деятельность Роспотребнадзора и примкнувшего к нему Россельхознадзора легко трактовать не как заботу о здоровье россиян, а как часть очередной большой геополитической игры. Россия, не добившись в ходе недавнего нижегородского саммита сколь-либо важных уступок от ЕС по вопросу о вступлении в ВТО, весьма разочарована своими европейскими партнерами и испытывает желание как-либо надавить на несговорчивых западников. А поскольку ЕС — не Украина с Белоруссией, нефтегазовым вентилем с европейцами играть опасно и накладно, самый удобный способ оказать экономическое давление — затруднить ввоз в Россию сельхозпродукции из Европы.
С другой стороны, люди в той же Германии действительно болеют и умирают. И если бы, не дай бог, хоть один случай заражения загадочной инфекцией произошел бы в России, охваченная паникой общественность вряд ли простила бы это контролирующим ведомствам.
Комментирует Кирилл Данишевский, эксперт по проблемам здоровья населения и реформам здравоохранения, президент Общества специалистов доказательной медицины
На протяжении нескольких последних лет мировое сообщество, Всемирная организация здравоохранения живут в ожидании пандемии — явления, когда какое-либо инфекционное заболевание массово охватывает значительную часть населения сразу во многих странах мира. Ранее такое случалось примерно один раз в тридцать лет. И вот уже почти пятьдесят лет пандемии не было. Поэтому когда пришли сообщения о «птичьем гриппе» многие поспешили объявить о начале новой пандемии, хотя позже оказалось, что опасения были преувеличены.
То, что происходит сегодня в Европе, привести к пандемии не может. Способ распространения болезни не позволяет при любых обстоятельствах говорить о том, что здесь возможны многочисленные смерти или даже зараженные. Просто для европейцев подобная смерть экзотична. И средства массовой информации раздули скандал. В то же время в Африке подобным образом умирает очень много людей, но подобного невроза это не вызывает.
Справедливости ради нужно отметить, что смерти от подобных кишечных инфекций уже имели место. Кишечная палочка — нормальное явление для человеческого организма, у каждого внутри она присутствуют в большом количестве. Бывает, в ее состав входит вредный токсин, как раз и вызывающий печальные последствия.
В США несколько лет назад имел место аналогичный скандал, когда кишечная палочка с вредным токсином оказалась в гамбургерах. Обычно палочка присутствует лишь на поверхности продукта. Тогда при приготовлении этих котлеток мясо проворачивали через мясорубку, и она оказалась внутри. Поэтому при неполной прожарке, когда гамбургеры получались «с кровью», инфекция уничтожена не была. Вот и в нынешнем случае в кишечной палочке произошла какая-то мутация.
Широкий резонанс и запрет на ввоз продукции из-за рубежа объясняется тем, что некоторые пытаются использовать случившееся как разменную карту в политической борьбе и экономическом противостоянии.
Российским контролирующим органам, конечно, нужно следить за ситуацией, за перемещением овощей и других продуктов, которые могут содержать в себе инфекционную составляющую. Однако если брать в сравнении, то, например, только на дорогах Москвы ежедневно гибнет несколько человек. На этом фоне даже смерти от кишечной инфекции нескольких десятков человек в Европе кажутся не столь шокирующими.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева