Владимир Мау: эмигранты мешают развитию инноваций в России

Комментирует Евгений Гонтмахер,

член правления Института современного развития

Бизнесу хорошо там, где не Сколково и даже не Россия

Бизнесу хорошо там, где не Сколково и даже не Россия
В России растет число желающих уехать за рубеж. Кроме того, увеличивается количество тех, кто сумел реализовать это желание. К таким выводам приходит ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
21 июня 2011
Владимир Мау отмечает, что увеличение числа эмигрантов по сравнению с 1991 годом связано с уменьшением издержек отъезда из страны. По его словам, «стратегия ухода» активной российской элиты за рубеж является главным вызовом планам страны по строительству инновационной экономики.

Сейчас россиян, стремящихся эмигрировать, стало больше, чем 10 лет назад, не потому, что раньше жилось лучше, — Мау уверен, что это не так, — и не потому, что границы стали открытыми. Это связано в первую очередь с тем, что «издержки отъезда резко понизились».

Во-первых, многие граждане РФ владеют английским языком, которого достаточно для работы за границей. Кроме того, если человек уезжает сегодня за рубеж, он может в любой момент посетить свою родину, тогда как раньше путь назад для него был закрыт.

Как считает ректор РАНХ, для того чтобы люди не эмигрировали, государству в первую очередь необходимо развивать здравоохранение, образование и пенсионную систему. Те государства, которым это удастся, станут пионерами нынешнего времени, наравне с теми, кто в начале века развивал промышленность.

Член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», отмечает, что пока еще есть шанс «развернуть поток» эмигрантов обратно, но для этого необходимо сделать так, чтобы в России жить было выгодно.

По его словам, многое зависит от того, как будет складываться ситуация в государстве. Если в РФ людям будет комфортно, то какая-то часть людей приедет обратно. У страны есть потенциал, однако через несколько лет мы его можем потерять.

Что касается главного на данный момент инновационного проекта «Сколково», то Гонтмахер отмечает, что, в принципе, в России можно набрать людей для работы в этом центре. «Однако мне кажется, что «Сколково» — это не главное, чем нужно заниматься. Потому что надо менять ситуацию в России, надо становиться страной, выгодной для жизни», — считает эксперт.

Никто персонально бизнесменов не вынуждает уезжать за рубеж — их вынуждает жизнь, поясняет наш собеседник. «За границей вести бизнес легче, чем в России. В Казахстане, например, условия лучше. Уж не говоря про восточноевропейские и западноевропейские страны. Люди, которые хотят заниматься бизнесом, выбирают те места, где им будет это выгодно делать», — говорит Евгений Гонтмахер.

При этом член правления ИНСОР подчеркивает, что таких активных людей в обществе не так много — всего несколько процентов, — остальные работают по найму. «Это очень ценные люди. В нашей стране, к сожалению, такой социально-экономический, политический климат, что эти граждане в РФ не приживаются. Конечно, есть определенная доля россиян, которые являются патриотами и никогда не покинут родину, но они тогда переключаются на иные виды деятельности», — заключает эксперт.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов