Мир на пороге очередного финансового кризиса. Что ждет Россию?

Комментируют Евгений Гонтмахер, Ирина Ясина, Андрей Нечаев

Гиперэкономический криз

Гиперэкономический криз
Во всем мире фондовые биржи продолжают падение. Участники финансового рынка все больше говорят о наступлении очередного мирового финансового кризиса.
23 сентября 2011
Однако некоторые экономисты утверждают, что это всего лишь обострение старого финансового кризиса 2008 года, а не наступление нового.

Вчерашний день завершился для индекса РТС рекордным с января 2009 года падением — на 8,61 процента. ММВБ потерял 7,82 процента. То же происходило и в Европе: британский FTSE 100 по итогам четверга лишился 4,67 процента, немецкий DAX — 4,96 процента, французский CAC 40 — 5,25. Обвалом закрылись торги и в США: S&P 500 снизился на 3,19 процента, Nasdaq — на 3,25 и Dow Jones — на 3,51.

На сегодняшний день продолжается обрушение мировых бирж: российский фондовый индекс РТС упал за 10 минут торгов пятницы на 1,98 процента, составив 1360,4 пункта.

Министры финансов «Большой двадцатки» выпустили заявление, что они готовы к «сильному и скоординированному международному ответу в ответ на новые вызовы для мировой экономики» и «полны решимости предпринять все необходимые шаги для сохранения стабильности банковской системы и финансовых рынков».

Однако это не успокоило инвесторов: китайский CSI 300 снизился на 1,2 процента, гонконгский Hang Seng — на 1,68 процента, южнокорейский Kospi — на 4,45 процента, сводный MSCI Asia Apex — на 2,93 процента.

Кроме того, акции инвестфонда Berkshire Hathaway, принадлежащего Уоррену Баффету, впервые за последние 20 месяцев стоят дешевле100 тыс. долларов. Финансовая группа Goldman Sachs ожидает убытки по итогам квартала — впервые с прошлого финансового кризиса.

Глава Всемирного банка Роберт Зеллик признал, что мир находится в опасной зоне: «Я все еще думаю, что второй виток рецессии крупнейших экономик мира маловероятен, но моя уверенность уменьшается с каждым днем». Директор МВФ Кристин Лагард также заявила, что риски падения очень высоки.

Стоит отметить, что в России мировая паника уже привела к резкому сокращению золотовалютных резервов. Всего за неделю с 9 по 16 сентября этого года они уменьшились с 538,8 млрд долларов до 532 миллиардов. Эксперты отмечают, что это не может быть вызвано только колебаниями курса, а отражает отток капитала из страны.

Член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер считает, что наша страна из экономического кризиса и не выходила. Он назвал то, что происходит сейчас на фондовых рынках, некоторым обострением болезни, которая в стране не излечена, причем как в России, так и во всем мире. «В нашем государстве эта болезнь может проявиться, и проявится более остро, чем в других странах, потому что российская экономика слабая и совсем не развитая», — говорит он.

Если говорить о финансовых кругах, рассуждает Гонтмахер, то там, конечно, паника сейчас большая, и это очевидно. Банкам и тем, кто занимается финансами и инвестированием, необходимо предпринять какие-то действия, поскольку колебания на фондовых рынках могут для них обернуться большими проблемами.

«Однако россияне могут быть спокойны, потому что для них пока проблем нет. Конечно, в отдаленной перспективе стоит ждать неприятностей, которые будут, безусловно, связаны с инфляцией, но пока этого не видно, а на весь этот процесс понадобится еще несколько месяцев», — отметил он.

По мнению экономиста Ирины Ясиной, России кризиса ждать не нужно, потому что он уже есть. «И в мире, и у нас он не заканчивался с 2008 года. А эта видимость благополучия возникает только потому, что в мире высоки цены на нефть. Никаких же внутренних действий в российском правительстве нет, которые могли бы вызвать повышение предпринимательской активности и какое-то ускоренное развитие страны. Делается все наоборот», — полагает она.

Собеседница «Особой буквы» уверена, что правительству нужно очень серьезно подумать о том, чтобы дать свободу предпринимательству, перестать сажать людей в тюрьмы под предлогом каких-то вымышленных преступлений, только потому, что их собственность кому-то понадобилась. «В стране, где есть только власть мента и прокурора, экономические кризисы просто не преодолеваются», — уверена Ирина Ясина. — Если во всем мире произойдет обострение кризиса, то цены на нефть упадут и нам мало не покажется, потому что заменить нефтяные доходы РФ нечем».

В свою очередь, экономист Андрей Нечаев рассуждает следующим образом: если говорить о фондовом рынке, то кризис уже есть, если говорить о реальной экономике, то там положение еще не катастрофическое. «Поэтому пока мы не можем говорить не только о кризисе, но даже о замедлении темпов экономического роста. Также нет никаких оснований для того, чтобы говорить о том, что будет повторение экономического кризиса 2008—2009 годов», — утверждает он.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов