Путинский «налог на роскошь» — реальный проект или предвыборный популизм?

Комментирует Никита Кричевский,

экономист

Премьер выставил богатым счет за свой пиар

Премьер выставил богатым счет за свой пиар
В своей очередной «предвыборной» статье глава российского правительства Владимир Путин заговорил о необходимости введения «налога на роскошь». Однако так и не рассказал, что же понимает под роскошью.
31 января 2012
В свою очередь, экономисты и политики восприняли эти предложения о «налоговом маневре» скептически, назвав их предвыборным популизмом.

В понедельник в газете «Ведомости» была опубликована очередная статья Владимира Путина «Нам нужна новая экономика». Среди высказанных им идей особенно примечательным стало предложение ввести «налог на богатство». Именно этот налог, как, впрочем, и обязанность чиновников декларировать не только свои доходы, но и расходы, рядовые граждане просят ввести уже давно.

Накануне президентских выборов кандидат Путин услышал глас народа и поспешил заверить, что в 2013 году владельцы дорогих машин и домов будут платить в бюджет государства больше, чем среднестатистические россияне.

«Понадобится определенный налоговый маневр, — пишет Владимир Владимирович. — У нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего — то, что называется дополнительным «налогом на богатство», а точнее, на престижное потребление».

При этом он отмечает, что «важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса».

Однако из этих слов совершенно не понятно, кого конкретно коснется новшество и как это будет реализовано. Возможно, именно с популистской формой этого предложения и связан скепсис экономистов и депутатов от оппозиции, которые, казалось бы, давно ратовали за появление такого налога в России.

Так, экономист Никита Кричевский напоминает о том, что в российском законодательстве нет понятия «роскошь».

«В 90-е годы роскошью считались автомобильные покрышки, шоколад, икра. Сегодня эти товары в свободном доступе и роскошью давно не считаются. А что такое роскошь в понимании Владимира Путина, непонятно, потому что роскошью можно считать и дома, и дорогие автомобили, и многое-многое другое. Но как такового понятия «роскошь» у нас не существует, — говорит он. — Для начала нам нужно определиться, что такое роскошь, после этого можно обсуждать размер ставок налога на нее. Кроме того, уже существует целый порядок взимания налогов, например, при покупке или ввозе в Россию тех или иных предметов. Однако как будет взиматься этот налог, премьер не поясняет».

Самое главное, по мнению нашего собеседника, то, что у нас большинство по настоящему дорогих предметов роскоши оформлено либо на подставных лиц, либо на компании, которые зарегистрированы за рубежом. И что с этим делать, никто не знает. Причем подставными лицами зачастую становятся пенсионеры, безработные, бомжи либо люди, которые и так много должны.

«Поэтому слова Путина можно расценивать как предвыборное заявление, лозунг, который в реализации не имеет на сегодняшний день реальных перспектив», — убежден Никита Кричевский.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов