Предвыборные обещания ВВП в случае их реализации увеличат расходы бюджета почти на 5 трлн рублей

Комментирует Евсей Гурвич,

научный руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве РФ

Почем «план Путина» для народа?

Почем «план Путина» для народа?
Экономисты подсчитали, что обещания кандидата в президенты Путина могут быть выполнены, если значительно увеличить расходы бюджета. Но вот вопрос: где взять дополнительные средства? Поэтому остается уповать только на рост цен на энергоресурсы.
24 февраля 2012
Глава правительства, в третий раз баллотирующийся в президенты, уже выступил с таким количеством обещаний, что впору ожидать, как сразу после 4 марта в стране наступит эпоха благоденствия. Ведь, исходя из слов премьера, будут снижены цены на жилье, вырастут пенсии и зарплаты россиян и так далее. Возможно ли в принципе воплотить в жизнь очередной «план Путина» при нынешней экономической ситуации? Мнения экспертов разделились.

 

Еще до старта предвыборной гонки «Слон» посчитал, что самым дорогим обещанием Владимира Путина в 2011 году стала программа дорожного строительства — 8,4 трлн рублей. А Дмитрия Медведева — модернизация авиастроения на 5 трлн. Оба проекта носят долгосрочный характер и рассчитаны до 2020 года. Так что, вполне вероятно, могут быть вообще не реализованы. Что в нашей стране случается часто.

Аналитики исследовали статью премьер-министра «Строительство справедливости. Социальная политика для России» и посчитали, что только планы в социальной сфере обойдутся бюджету страны в 170 млрд долларов, или 5,1 трлн рублей, за шесть лет. Об этом свидетельствуют данные Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) «Сбербанка», которые приводит газета «Ведомости». Подсчеты производились только в отношении конкретных обещаний кандидата в президенты, как то: повышение стипендий, зарплат учителям и врачам, пособий на детей, а также обеспечение ветеранов квартирами.

Самое затратное намерение Владимира Путина — обязательство повысить зарплаты бюджетникам. В своей статье кандидат в президенты заявил, что зарплаты учителей должны достичь уровня средней зарплаты по региону с 2012 года, а зарплаты преподавателей вузов и врачей к 2018 году — вдвое превысить этот уровень. Общие затраты в этой области за шесть лет могут составить 3,5 трлн рублей.

Но некоторые обещания оценить вообще невозможно — в статье Путина по ним не указаны цифры. Это касается распространения системы дополнительного образования в школах и снижения потребления алкоголя. Эксперты утверждают, что траты на эти цели будут зависеть от состояния бюджета.

Но ясно, что на социалку придется направлять 0,85 процента ВВП ежегодно. При цене на нефть в 95 долларов за баррель подобные расходы могут привести к дефициту бюджета в размере от 0,5 до 1,5 процента ВВП.

Чтобы выполнить все обещанное без проблем для страны, средняя цена нефти должна находиться на уровне 130 долларов за баррель, что на 11 процентов выше заложенной в бюджете. Но это из области либо фантастики, либо чрезвычайных ситуаций в мире — так сильно расти в стоимости черное золото не будет, уверены аналитики.

Поэтому, скорее всего, власти придется компенсировать траты путем сокращения других статей бюджета.

С другой стороны, мировая практика предвыборных кампаний показывает, что обещания кандидатов выполняются только частично. Так что опасения экспертов, боящихся за состояние нагруженной «планом Путина» российской экономики, могут оказаться беспочвенными.

Комментирует Евсей Гурвич, экономист, член Экономической экспертной группы при Правительстве РФ

Военные расходы уже заложены в бюджет — решение принято, его начали реализовывать и будут реализовывать и дальше. Выполнение же остальных обещаний возможно только в случае очень серьезных реформ. Зарплаты в государственном секторе, на мой взгляд, можно повышать за счет сокращения его численности.

Финансировать эти расходы за счет секвестра других статей бюджета практически невозможно, поскольку военные и социальные расходы, в первую очередь пенсии, и являются основными и наиболее затратными в бюджете.

Вариант увеличения внешних заимствований для этих целей также малоперспективен. Потому что кредиторы будут давать деньги, но за счет чего планируется эти кредиты возвращать? Финансирование социальных расходов — это не то, что может их привлечь.

Я рад за людей, которым повышают зарплаты и пенсии, но это никак не развивает экономику, не повышает ее эффективность, не двигает нас вперед, не создает новых источников доходов.

Кстати, и отставка министра финансов Алексея Кудрина, который пытался сдержать рост бюджетных расходов, на мой взгляд, не сыграла серьезной роли в предвыборных обещаниях. Если бы он оставался на своем посту, то, вероятно, мог бы оказать некоторое влияние в сторону большей экономии, но это не стало бы определяющим фактором.

В целом выполнить обещанное можно при условии постоянно растущей цены на нефть, как это было до кризиса 2008 года. Но ничто не может продолжаться вечно, в том числе и этот рост.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Антон Семикин, Александр Газов