«Стратегия 2020» — долгосрочная стратегия экономического развития РФ до 2020 года и один из главных идеологических долгостроев России. Первоначальный вариант этой стратегии Владимир Путин утвердил еще осенью 2008 года. Главными целями программы, само собой, были провозглашены «динамичное развитие экономики и повышение уровня жизни граждан».
Однако уже осенью 2008 года грянул мировой финансово-экономический кризис, больно ударивший по России и сделавший нереализуемыми многие пункты «Стратегии-2020». Через два года было официально объявлено, что документ придется переписать в связи со вновь открывшимися мировыми экономическими обстоятельствами. Для переписывания создали 21 экспертную рабочую группу под общим руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и ректора Академии народного хозяйства и госслужбы Владимира Мау.
По сути, перед разработчиками «Стратегии-2020» стояла задача прописать курс на либеральные экономические реформы, не затрагивающие авторитарных политических институтов.
Одна из главных проблем программы — она противоречит бюджетной политике государства. Каноны стратегии предусматривают увеличение расходов на образование, здравоохранение, дорожное строительство, средства связи и сокращение расходов на оборону. В бюджете приоритеты расставлены противоположным образом, на что разработчикам «Стратегии-2020» постоянно указывают критики и скептики из либерального лагеря.
Комментирует Никита Кричевский, экономист, председатель экспертного совета «Опоры России»
Мои знакомые-экономисты были включены в те самые 20 с лишним рабочих групп, «корпевших» над «Стратегией-2020». Их участие ограничилось одним-двумя посещениями заседаний, после чего ходить на них они просто прекратили. Просто числились. Все уже было написано до них, а заседания сводились к банальному трепу, высказыванию участниками свои точек зрения по актуальным проблемам социально-экономического развития страны.
Вопрос, смогут ли нынешние члены правительства выполнить все, что написано в документе, хватит ли им профессионализма и так далее, не актуален. Конечно, смогут. Ничего экстраординарного предпринимать не нужно. Достаточно внести ряд изменений в действующее законодательство. А это дело считаных дней или недель.
Проблем в реализации предложенных мер нет. Другое дело, что большинство из них являются резко непопулярными. В ряде же случаев просто вредительскими, способными привести к значительному снижению бюджетных поступлений во внебюджетные фонды.
Авторам этого бессмертного фолианта изначально было поставлено условие — сосредоточиться именно на экономических изменениях, не затрагивать силовой блок, судебную систему, и так далее. Но решение экономических проблем страны лежит не в экономической, а в совершенно иной плоскости.
Так, проблема высоких налогов, к примеру, беспокоит предпринимателей в третью очередь. Основная же головная боль бизнеса — административный произвол и коррупция. Это то, что мешает ему серьезно развиваться. Даже оптимистические оценки нашей организации «Опора России» говорят о том, что «коррупционный налог» с предпринимателей составляет сегодня более 10 процентов от прибыли.
Достаточно уменьшить его величину, и вопрос уплаты взносов в пенсионный и другие фонды отпадет, проблема зарплат в конвертах будет решена. Ведь в результате снижения коррупции высвободятся деньги, часть которых можно будет без труда направлять на социальные выплаты.
Эффективно работающая судебная система снизила бы расходы предпринимателей при решение проблем с компаниями-партнерами.
Так что без изменений в других государственных сферах, без реформ, одним лишь снижением или увеличением пенсионных возрастов, отчислений с бизнеса и налогов Россию и ее экономику не улучшишь. Реализация программы не уберет коррупционную, воровскую составляющую нашей экономики, но приведет к очень большой социальной напряженности.
Вывод: работа сделана, документ написан, он лежит на столе и о нем можно благополучно забыть.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов