Предметы роскоши в России пока не обложили налогами

Комментирует Владимир Курков,

эксперт компании по исследованию потребительского рынка Trade Research

Налог на роскошь как средство политического продвижения

Налог на роскошь как средство политического продвижения
Идея налога на роскошь продолжает жить своей сложной судьбой, то всплывая благодаря предвыборным популистским течениям, то опять уходя на дно.
16 марта 2012
Федеральная налоговая служба (ФНС) так и не поддержала идею Минэкономразвития о вводе налога на роскошь применительно к большим квартирам и супермощным автомобилям. В официальном ответе ФНС отмечалось, что вместо нового налога целесообразнее было бы ввести налог на недвижимость и усовершенствовать транспортный налог.

 

В нашей стране не может быть консенсуса по поводу того, какие предметы относятся к понятию «роскошь». Все россияне согласятся, наверное, с тем, что океанская яхта или породистый скакун — это роскошь. А вот по поводу автомобилей и недвижимости уже возникает спорная ситуация: для москвичей роскошным является, к примеру, «Майбах» или «Бентли» — если говорить об авто, или трехэтажный дворец на Лазурном берегу — если говорить о недвижимости. Для жителя провинции иной раз и подержанная корейская машина — роскошь, а хрущевка на окраине Москвы — тем более.

Введение налога на роскошь, точнее разговоры о введении такого налога, — излюбленный популистский ход российских политиков. В условиях колоссального социального расслоения, существующего в РФ, налог на роскошь — это мера, которая будет приветствоваться большинством населения.

Однако при обсуждении политиками и госчиновниками налогообложения роскошеств и излишеств, как правило, упускается из виду один немаловажный момент: в России сибаритствуют не только и не столько акулы частного капитала, сколько представители «служилого сословия», «государевы люди». Достаточно поизучать сайт госзакупок и приглядеться, машины каких марок ездят под номерами «ЕКХ» и «АМР».

Именно об этом принципиальном вопросе говорят, например, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) — налогу на роскошь должны подвергаться не только физические, но и юридические лица, в том числе и госучреждения.

Иными словами, налог на роскошь должен работать и при осуществлении госзакупок: когда МВД захочет приобрести себе очередную кровать с золотыми набалдашниками, а Госдума — суперавтомобили чуть ли не по цене самолетов, закон должен вступать в действие. Общество должно видеть официально установленные факты приобретения слугами народа предметов роскоши за народные же деньги.

Конечно, налог на роскошь тоже будет извлекаться из народного кармана, но выплаты такого рода, проводимые открыто, по ведомственным счетам, — это очень неудобное для чиновников обстоятельство.

Поэтому можно быть уверенными в том, что все дальнейшие разговоры о налоге на роскошь будут касаться исключительно олигархов, их яхт и замков.

Комментирует Владимир Курков, эксперт компании по исследованию потребительского рынка Trade Research

История с так называемым «налогом на роскошь» длится у нас в стране еще с 2000-х годов. В 2007 году, накануне очередных парламентских выборов, с инициативой ввести такой налог выступила «Справедливая Россия». Но тогда правительство было решительно против. К обсуждению данного вопроса возвращались в 2010 году, но до конкретного решения дело так и не дошло.

Очередной виток обсуждения налога на роскошь вновь пришелся на избирательную кампанию. На этот раз инициатором стал сам председатель правительства и кандидат в президенты Владимир Путин. Возможно, таким образом власти пытаются убрать в тень вопрос введения плавающей ставки подоходного налога физических лиц. В этом случае больше всех платили бы самые обеспеченные. Было решено подменить плавающую ставку налогом на роскошь.

Государству не удалось уйти от главной проблемы, с которой столкнулись в свое время депутаты «Справедливой России»: невозможности четко определить, что является роскошью. В документе 2007 года предлагалось назвать этим словом дорогую недвижимость, транспортные средства, включая яхты и самолеты, дорогие предметы искусства и антиквариат. Сегодня же в правительстве обсуждаются лишь авто мощностью свыше нескольких сотен лошадиных сил и объекты недвижимости свыше тысячи квадратных метров. Понятие роскошь, таким образом, весьма относительно.

Сложно избавиться от ощущения, что налог на роскошь так и останется в стадии идеи и не будет введен. Если же подобное все же произойдет, то его взимание, а также отсутствие злоупотреблений со стороны чиновников будут зависеть от того, насколько детально он будет прописан. Насколько четко будут указаны те самые предметы роскоши, критерии их определения. Важно максимально ограничить возможность для маневра как для желающих от него уклониться, так и для желающих на нем нажиться из числа должностных лиц.

В некоторых странах Европы — Австрии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции — налог на роскошь существует. Так, взимается определенный процент от стоимости дорогой недвижимости.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов