Эксперты исследовательского холдинга считают полученные данные свидетельством позитивных изменений экономической ситуации в России. Особенно их порадовал факт повышения доверия к национальной валюте: 60 процентов респондентов заявили, что хранят свои сбережения только в рублях.
Укрепление веры в рубль — дело, безусловно, хорошее. Однако говорит это не столько об объективной силе целкового, сколько об отсутствии понимания общих тенденций мировой экономики. Потому как на вопрос, в чем хранить деньги, специалисты всегда отвечают уклончиво, советуя поделить запасы на долларовые, евро и рублевые. Именно так и поступают финансово образованные граждане.
Показательно, что россияне, если, конечно, речь идет не о миллионерах, деньги берегут, а не вкладывают, например, в недвижимость или акции. Это и понятно: средства в заначке не предназначены для последующего приумножения «богатства», а хранятся для непредвиденных нужд или форс-мажорных обстоятельств.
Такие опросы нужно комментировать не только экономистам, но и социологам. Скорее всего, выяснится, что причинами накоплений служат страх перед будущим и стремление уберечь себя от непредсказуемых шагов государства.
Россияне среднего и старшего возраста хорошо помнят, как остались ни с чем после реформ Гайдара, как их банковские вклады сгорели после дефолта 1998 года, как пенсии превратились в ничто, а купить на десятилетиями скопленные деньги можно было лишь килограмм киви.
Переход к платной медицине и платному образованию, отсутствие гарантий получения достойных пенсий, неспособность профсоюзов и Трудового кодекса защитить от моментального увольнения и многое другое — вот, вероятно, настоящие причины тенденции к росту сбережений.
За 20 лет, о которых говорит «Ромир», изменились психологические стереотипы россиян. Советский человек копил деньги на крупные покупки, даже не подозревая о том, что они могут обесцениться. Если запасов не было — никто не просыпался в холодном поту, понимая, что на элементарное пропитание хватит в любом случае.
Нынешние граждане твердо знают, что могут рассчитывать только на себя и близких — в экстренных ситуациях от государства помощи ждать не приходится. Более того, ограбит и не поморщится.
Так что наши сбережения — единственная гарантия, пусть не на послезавтра, но хотя бы на завтра.
Комментирует Андрей Суздальцев, экономист, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики
Увеличение накоплений россиян и сам рост количества людей, имеющие такие накопления, — явления позитивные. Тем не менее наша страна продолжает занимать одно из последних мест среди развитых государств (хотя все же претендует на то, чтобы таковой именоваться) по накоплениям. Их должно быть гораздо больше.
Но то, что процесс пошел, свидетельствует о появлении в России того самого среднего класса, о котором многие на протяжении долгого времени говорили. Люди, принадлежащие к нему, как раз и склонны делать накопления. И, главное, имеют для этого возможности.
Когда ситуация в экономике и государстве в целом нестабильная, люди направляют деньги на покупку недвижимости, вывозят их за рубеж. В российской же экономике эти средства обычно не показываются. В нашем же случае, когда есть накопления, да еще и в рублях, это говорит о том, что отечественная экономика с сохранением общемирового спроса на энергоносители сегодня более стабильна, чем экономики иностранных государств.
Так что самый высокий показатель по накоплениям за последние 20 лет — это хорошо. Но это лишь начало процесса.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов