Выплата «серой» зарплаты может стоить свободы, хотя сидящих бизнесменов в России и так слишком много

Несвободно «конвертируемая» зарплата

Несвободно «конвертируемая» зарплата
Государство берет курс на закручивание гаек в сфере частного бизнеса, обещая жестче штрафовать или даже сажать за выплату зарплат «в конвертах», в то время как сами предприниматели призывают власть к широкой амнистии осужденных коллег.
15 июня 2012
Власть и бизнес, как всегда, расходятся в оценках ситуации в стране. Государство руками Думы намерено усилить борьбу с «серыми» зарплатами, угрожая «посадками». А учитывая, какое количество россиян работает в теневом секторе, «посадок», похоже, будет много. Бизнес же не устает бить тревогу, заявляя, что за решеткой по экономическим статьям оказалось и так недопустимо много предпринимателей.

14 июня произошли два знаковых события, каждое из которых может серьезно повлиять на жизнь российских предпринимателей. В Государственную думу поступил на рассмотрение проект поправок в Уголовный кодекс. Согласно поправкам, выдача так называемой «серой» зарплаты станет уголовно наказуемым деянием, вне зависимости от суммы неуплаченных налогов. Директорам и бухгалтерам, которые выдают сотрудникам деньги «в конвертах», грозит штраф от 100 до 300 тыс. рублей, арест сроком до полугода или лишение свободы на срок до года.

По статистике, которую приводит «Коммерсант», от 30 до 40 процентов всех зарплат в России выплачивается «в конвертах». «Серую» зарплату получают не только бесправные гастарбайтеры из ближнего зарубежья, но и вполне респектабельные представители среднего класса. Официально работнику выплачивается сумма, немногим превышающая минимальный размер оплаты труда, разница между официальной и реальной зарплатой покрывается купюрами в конверте.

Стоит отметить, что значительная часть взаиморасчетов между российскими предприятиями тоже проходит без «лишней бюрократии»: за товары или услуги хозяйствующие субъекты расплачиваются наличными, подкрепляя свой договор расписками на приходных ордерах. Однако раздражение у законодателей вызвала именно «серая» зарплата.

Возможно, это обусловлено заботой о наемных работниках. Ведь очевидно, что сотрудник, получающий зарплату «в конверте», находится в невыгодном положении. В случае конфликта с работодателем его доход может быть совершенно законно урезан до цифры официальной зарплаты. Больничные и отпускные выплаты тоже рассчитываются на основе «белой» зарплаты.

Кроме того, работнику, получающему официально низкую зарплату, могут отказать в крупном кредите или в визе для въезда в цивилизованную страну. Наконец, в старости его ожидает неприятная неожиданность — грошовая пенсия на основе мизерных отчислений с символической «белой» зарплаты.

В тот же день движение «Правый поворот» лидера «Деловой России» Бориса Титова высказалось за амнистию осужденных по экономическим статьям. Согласно справке, подготовленной экспертами движения, за последние 10 лет уголовной репрессии было подвергнуто более 39 процентов предпринимателей — почти 3 млн из 7,5 млн. «Трудно найти другой пример столь обширной уголовной репрессии в отношении определенного слоя населения или профессиональной группы», — указывают эксперты.

В результате гуманизации уголовного законодательства, проведенной прежним президентом Дмитрием Медведевым, «прослеживается незначительная тенденция снижения репрессивности уголовного воздействия на бизнес», отмечают эксперты. Уровень предпринимательской активности в России не изменился, а чистый отток капитала в 2011 году достиг рекордного показателя в 84,2 млрд долларов. «Бизнес и общество ожидают принятия радикальных мер. Нужен сигнал обществу — нужна перезагрузка!» — настаивает «Правый поворот».

Предлагается амнистировать всех осужденных в 2009—2011 годах по статьям 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение или растрата»), 165 («Причинение имущественного ущерба»), 169—199.2 (в частности, «Незаконное предпринимательство» и так далее) Уголовного кодекса.

По состоянию на 31 декабря 2011 года в местах лишения свободы находились более 35 тыс. осужденных по этим статьям.

Также «Правый поворот» предлагает внести изменения в статью 159 УК РФ («Мошенничество»), которая в настоящее время толкуется слишком широко.

Мы предложили нашим экспертам прокомментировать две противоположные по духу инициативы — ужесточение наказания за зарплаты «в конвертах» и амнистия предпринимателей, — высказанные в один день.

Яна Яковлева, председатель движения предпринимателей «Бизнес-Солидарность», выразила сожаление, что «у нас любую проблему решают не экономическими методами, а уголовными. Ужесточение ничего не изменит. Нужно искать причину, почему бизнес приходят к тому, что надо платить «серую» зарплату».

По мнению Яковлевой, мы можем жить без «серой» зарплаты, но при совпадении двух факторов. Первый — это устойчивый рост экономики, второе — снижение завышенных страховых взносов.

Собеседница «Особой буквы» поддержала инициативу «Правого поворота», отметив, что важнее разовой амнистии будет детализация «экономических» статей УК и ряда направлений предпринимательской деятельности.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, считает, что предпринимательскому сообществу следует готовиться к худшему:

«У нынешней нелегитимной Госдумы очень большой силовой уклон. Они продемонстрировали это на примере закона о митингах. Каждый раз главная составляющая новации заключается в том, чтобы кого-то прижать, обвинить, что-то еще ужесточить и так далее. Практика теневых зарплат порочная, я бы поддержал этот закон, если бы были проанализированы обстоятельства, которые вынуждают бизнес прибегать к выплате «серых» зарплат».

Среди этих обстоятельств Ясин отметил повышение платежей, соответствовавших прежнему единому социальному налогу, с другой стороны — низкий уровень технического оснащения производственных компаний.

Кроме того, считает экономист, «должен быть лучше отработан институт банкротства — с тем чтобы неконкурентоспособные предприятия сходили со сцены или переходили в руки тех, кто способен навести порядок».

В нынешней же ситуации, по мнению эксперта, после принятия обсуждаемого законопроекта мы столкнемся со спадом деловой активности.

«Что же касается идеи Титова, то я ее полностью поддерживаю, — сказал Ясин. — Количество сидящих предпринимателей в шесть раз превышает средние показатели по другим слоям населения. Я понимаю, что в бизнесе есть некоторые искушения, но есть также и обвинительный уклон в нашей системе. Уголовные дела, возбужденные против предпринимателей, имеют целью либо засудить, либо обобрать. Кроме того, чтобы амнистировать энное количество сидящих и обвиняемых, надо осуществить и более капитальные мероприятия, касающиеся правового — точнее, право-силового — корпуса, являющегося главным орудием государства. Нужно, чтобы изменились нравы, нужно, чтобы правоохранители следовали законам, а законы были такими, чтобы были способны защитить предпринимателя, а не чиновничество».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов