Владимир Путин объяснил, чего лично он ждет от Экономического совета: «все присутствующие знают о дисбалансах, о «пузырях», о том, о сем, о пятом, десятом», и риски как для российской, так и для мировой экономики «более или менее понятны». Однако, как считает президент, знать об этих рисках точнее «очень бы хотелось».
Взгляды на риски и мнения о необходимых мерах преодоления финансового кризиса у всех были разные, но в одном сходились все выступающие: кризис продлится долго.
Напомним, что Экономический совет при президенте был создан Владимиром Путиным в середине июля. Возглавил совет глава государства, а его заместителями стали бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина и нынешний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
Всего в совет вошел 31 человек, в том числе экономисты, участвовавшие в разработке Стратегии-2020: научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау.
Дмитрий Потапенко, экономист, управляющий партнер Management Development Group, поделился с «Особой буквой» своим мнением об Экономическом совете: «Папа любит посоветоваться с народом, если упрощенно сказать. Никакой роли этот совет не играет.
В принципе не было задачи, чтобы он стал эффективным органом. Владимир Путин четко сказал, что все понимают, что кризис будет, осталось только понять насколько серьезный. Папу интересует, папа волнуется, если упрощенно, насколько у его нефтегазоносных предприятий упадут обороты, и все. Причем здесь все остальное? Кроме желания конкретного человека знать о перспективах своих предприятий».
Экономист уверен, что забота о финансовом положении страны не та цель, которую ставил президент, собирая совет:«Причем здесь страна? Вы не президент «Роснефти», не председатель совета директоров «Газпрома». Путин создал его для себя конкретно. Задача страны — хавать паечку, которую папа с барского стола кинет всем остальным. Он делает все правильно».
Потапенко не согласен с мнением ряда специалистов, предполагающих, что Экономический совет нужен власти как подстраховка на случай кризиса, чтобы разделить ответственность за возможные финансовые трудности государства с экспертами: «Нет, господи, я вас умоляю! Что страна может предъявить папе? Будете бухтеть — будете сидеть либо за клевету, либо 300 тыс. заплатите за митинги. Наоборот, бухтите — это очень выгодно для папы, для бюджета, все экономически обосновано. Чем больше набухтишь, тем лучше».
«Во время президентства Дмитрия Медведева подобного совета не было, потому что у нас не было президента Медведева. У нас был престолонаследник. И ни Кремль, ни Белый дом в формировании экономической политики России роли не играют. Для них будет все, как папа скажет. Можно назначить экономистом собаку Конни, моего любимого персонажа. Очень положительный персонаж. Опять же лабрадор, людей спасает», — иронизирует наш собеседник.
Он убежден, что Экономический совет был созван Путиным в личных целях: «Это как царь распоряжается своим имуществом, так и президент собрал советников. Ну что, мол, как считаете? Вот они ему и говорят, советуют, вот и все».
Экономист Любовь Швец тоже не рассчитывает на продуктивную работу Экономического совета: «Создание этой структуры в чем-то дублирует функции правительства. Это говорит о том, что ничего хорошего от нее ждать не приходится.
В этой структуре собраны, сказать прямо, махровые либералы. Они будут продолжать ту же самую линию, которая для нас уже проявилась весьма трагическим образом, и даже разрушительным образом. Ничего хорошего от этого не будет. В совете люди, которые участвовали в составлении Стратегии-2020. А эта программа ничего не дала и не могла дать».
Швец напоминает, что сейчас продолжается приватизация. В условиях кризиса только идиоты или предатели могут вести приватизацию.
По мнению нашего эксперта, Экономический совет был создан для того, чтобы обеспечить влияние на президента и продолжить ту либеральную политику, которая у нас проводится, обосновать ее целесообразность и так далее. С одной стороны, это делает правительство, а с другой — это президентское звено.
«Этот орган, который создается для усиления влияния на Владимира Путина при усилении либерального крыла. Оно есть и в правительстве, и теперь уже есть явно выраженное ультралиберальное крыло и при президенте. Путин сам либерал, он только играть может в государственника. Создание такого совета — как раз одно из доказательств того, что президент либерал. Пиночет тоже был либералом в экономике и фашистом в политике», — говорит Швец.
Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева