«Большая тройка» вряд ли пустит на российский рынок британского сотового оператора Virgin Mobile

Комментирует Сергей Жаворонков,

политик, старший эксперт Института экономической политики

В порочащих сотовых связях замечены

В порочащих сотовых связях замечены
В РФ может появиться новый оператор мобильной связи, британская компания Virgin Mobile, которая намерена запустить в нашей стране сети 4G. Но вряд ли ее ждет успех: «большая тройка» сотовых операторов на российский рынок давно уже никого не пускает.
24 августа 2012
Монополия МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» — компаний так называемой большой тройки — и недавно примкнувшего к ним «Ростелекома» на рынке российской связи давно уже стала притчей во языцех. С этим безуспешно борется ФАС, периодически штрафуя компании за сговоры при установлении тарифов или согласование общих условий продаж продукции Apple. Но, судя по всему, позиции владельцев мобильного бизнеса настолько сильны, что никакие суды, предписания или решения антимонопольщиков их не волнуют. Так что у зарубежных конкурентов, как показывает практика, очень мало шансов встроиться в эту устойчивую систему. Но в случае успеха Virgin Mobile — очередного искателя счастья в России — у наших граждан наконец-то появится возможность выбирать.

Девятый канал 2 мая 2012 года сообщил, что МТС и «Билайн» признаны виновными в ценовом сговоре. Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ведущие компании договаривались о цене при продажах смартфонов iPhone 4. ФАС возбудила дело в ноябре 2011-го. В итоге было установлено, что цены на аппараты в большинстве точек продаж по всей стране примерно одинаковы. По мнению антимонополистов, это привело к отказу от конкурентной борьбы и согласованию общих условий продаж новинки от Apple.

«Большую тройку» почти постоянно штрафуют начиная с 2006 года. Причем интересно, что шесть лет назад их уличили в сговоре: сотовые гиганты проиграли иск гораздо более слабым региональным операторам из-за завышенного тарифа на входящие звонки, установленного для компаний, не входящих в тройку.

Прошло время, и к настоящему моменту такого понятия, как «региональные операторы», по большому счету уже нет. Лишь на Дальнем Востоке и в Сибири продолжают работать независимые сотовики. Да и то в условиях закрытости российского бизнеса нельзя быть на сто процентов уверенным, что это не «дочки» МТС, «МегаФона» или «Билайна», созданные для тех, кто принципиально не желает платить деньги одиозной троице.

В Рунете можно найти множество статей и размышлений — от профессионально технических и экономических до конспирологических — по поводу «большой тройки», ее владельцев, спайке с российской властью, тайных олигархов и тому подобного. Называются конкретные фамилии неизвестных широкому кругу бизнесменов, которые якобы столь могущественны, что могут пролоббировать любой закон или даже указ президента.

Сложные для неспециалиста вопросы о распределении частот 4G и связанных с ними скандалами, когда региональным компаниям и даже ФАС от бессилия остается только критиковать условия конкурса, у населения страны удивления не вызывают. Все, кто пользуется мобильной связью, давно уже поняли, что МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» работают параллельно, зарабатывают деньги законными и не очень способами и просто так свою прибыль никому не отдадут.

В большинстве европейских стран присутствуют в среднем по четыре крупных оператора, в Великобритании до объединения T-Mobile и Orange их было пять. В США сотовых операторов более десяти. У нас рынок мобильной связи консолидирован между тремя компаниями на 80 процентов.

Правда, часть экспертов утверждают, что совокупная доля «большой тройки», «Ростелекома» и шведской «Теле 2» составляет 98 процентов, поэтому остальным просто нечего будет ловить в России. Но пример той же «Теле 2» говорит об обратном.

Известный скандинавский дискаунтер — пока единственная иностранная компания, которая достаточно успешно действует на российском сотовом рынке. И именно она, а не, как многие считают, «Ростелеком», четвертый по числу абонентов оператор сотовой связи в РФ. «Teлe 2» также владеет девятью региональными операторами, работающими в 37 субъектах РФ. Для шведов наша страна — основной рынок, обеспечивавший на 2011 год свыше половины всех клиентов и почти 35 процентов прибыли. Это наибольшая доля среди всех стран, где компания работает.

Вместе с тем, несмотря на успехи и большие доходы, под собственным брендом «Teлe 2» так и не смогла широко охватить всю Россию. Вкладываться в провинциальные фирмы — это пожалуйста, а вот всерьез конкурировать с «большой тройкой» на просторах страны — нет, нет и еще раз нет.

Сумеет ли Virgin Mobile ворваться в число избранных? Возможное появление на российском рынке нового игрока дает шанс прервать этот замкнутый круг. А там, глядишь, и другие компании подтянутся. Конечно, очень бы хотелось, чтобы не только иностранные, но пока надежда лишь на них.

Комментирует Сергей Жаворонков, политик, старший эксперт Института экономической политики

Сложно оценить перспективы Virgin Mobile. Выдача лицензий на частоты — крайне непрозрачная процедура. При желании российского правительства отказать в получении лицензии очень просто. А если покупать частоты, позволяющие вещать на всей территории России, стоимость будет такова, что подпадает под квалификацию «стратегические инвестиции». Тогда заявка будет рассматриваться специальной комиссией во главе с премьером. Этот порядок действует уже четыре года.

В России кроме «большой тройки» есть мелкие операторы мобильной связи, TELE2 — самый известный. Они кое-как живут, и проблем основной тройке не создают. Virgin Mobile будет завоевывать рынок низкими ценами, на первых этапах дотируя свои предприятия. Вспомним, в первой половине нулевых велись активные ценовые войны, в них участвовала «тройка», потом у них цены выровнялись.

Придет ли Virgin Mobile в Россию — чисто коммерческий вопрос. Если нашим властям занесут, сколько надо, а хозяева «большой тройки» не занесут больше — он может решиться в пользу этого претендента. После этого на какое-то время услуги связи подешевеют. Завоевав аудиторию, новый оператор начнет постепенно повышать тарифы — ему надо будет «отбить» вложения.

С начала нулевых качество связи объективно выросло. Тогда в Москве были целые районы, где та или иная компания не работала. С другой стороны, есть проблемы в виде завышенных тарифов за определенные услуги, навязанные услуги, за которые пользователь не платил. С приходом нового игрока эта ситуация улучшится, потому что конкуренция — это в принципе хорошо, это приводит к ужесточению стандартов.

Я думаю, что если англичане всерьез собираются что-то покупать, то они уже заручились поддержкой кого-то из первых лиц государства, того, кто будет согласовывать вопрос с Владимиром Путиным. Трудно сказать, кто конкретно это будет. Президент старается не создавать безусловного фаворита, который мог бы урегулировать все вопросы, устраивая для претендентов своего рода рулетку.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Владимир Титов, Александр Газов