Эксперты продолжают гадать, почему Gunvor перестал быть нефтетрейдером номер один

Виталий КОРЖ,

обозреватель «Особой буквы»

Дружеские посиделки на трубе

Дружеские посиделки на трубе
Gunvor перестал быть нефтетрейдером номер один. Политика или экономика лишила ближайшего друга Путина Геннадия Тимченко сверхвыгодных контрактов?
19 сентября 2012
Участники тендерных торгов объясняют, что в последние годы тендеры «Роснефти» стали более прозрачными и это привело к росту участников и конкуренции между торговцами. А спрос на российскую нефть повысился. Но в России экономика не бывает просто экономикой, поэтому СМИ тут же заговорили о конфликте между двумя близкими соратниками президента — Игорем Сечиным и Геннадием Тимченко. Право на жизнь также имеет и еще одна версия: вполне возможно, что Владимир Путин просто устал оправдываться, отвечая на вопросы о преференциях Gunvor, а также о своей роли и доле в компании.

 

О Gunvor ходит так много слухов, что даже «Википедия» в основном ссылается на публикации в прессе. Достоверную информацию о компании получить сложно, поэтому приходится довольствоваться той, которая есть в Интернете. Еще пять лет назад в интервью немецкой газете Die Welt известный политолог Станислав Белковский заявил, что Владимир Путин «контролирует не менее 75 процентов Gunvor». После чего эти слова стала цитировать чуть ли не вся мировая пресса. Но директор компании Торбьорн Торнквист в Guardian опроверг эти утверждения. По его словам, Владимир Путин не является совладельцем фирмы Gunvor и не извлекает какую-либо личную выгоду из ее деятельности — около 90 процентов акций компании контролируют в равных долях шведский бизнесмен Торбьорн Торнквист и Геннадий Тимченко.

Итак, Gunvor неожиданно для многих впервые проиграл тендеры на продажу нефти российских компаний — «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-BP. Тендеры на поставку российского «черного золота» выиграли трейдеры Vitol и Glencore и компания Shell. С октября Gunvor сможет продавать только по два танкера нефти Urals в месяц, которую получает по соглашению с «Газпром-нефтью», причем этот контракт истекает уже в декабре.

Столь значимое событие тут же породило множество версий: от чисто экономических до абсолютно конспирологических. К последним относится такая: дескать, Владимир Путин озаботился сменой имиджа в глазах Запада. Сначала глава государства поговорил тет-а-тет с Машей Гессен (больше известной в США, чем в России) — и вдруг выяснилось, что он отлично может общаться с журналистами. Теперь вот его друг Геннадий Тимченко проиграл тендер: ну вот, мол, никакой коррупции, все по закону. И в принципе, такая версия имеет право на существование.

Напомним, что взаимоотношениями Путина и Тимченко, а также некоторыми особенностями российского нефтетрейдинга Алексей Навальный, а вслед за ним и все остальные, заинтересовались еще в 2008 году.

«Я пытался выяснить, на каких условиях нефтяные компании («Роснефть», «Сургутнефтегаз» — Ред.) работают с Gunvor, — рассказывал Навальный журналистам «Огонька» в 2010 году.— Они отрицают, что предоставляют Gunvor какие-то привилегии, но показывать документы не хотят. При этом негласно сотрудники компаний говорят: да, мы работаем с ними, так как есть политическое указание. Но в целом они довольны».

Блогер отмечал, что Gunvor периодически получает от своих партнеров труднообъяснимые «подарки»:

«Посмотрите на «Роснефть». Компания давала Gunvor нефть с отсрочкой платежа в 30 дней, то есть фактически кредитовала трейдера. Некоторое время назад «Роснефти» самой понадобился кредит, она обратилась к трейдерам — согласились все, кроме Gunvor. Из таких маленьких привилегий и строится могущество. Там, где обычному бизнесмену надо платить взятки, с кем-то договариваться, люди Тимченко просто звонят».

После Навального говорить о связях Тимченко и Путина стали все кому не лень — от Бориса Немцова до самого обыкновенного интернет-обывателя, который при всем желании не мог избежать новостей об этой парочке. То Захар Прилепин на встрече с Владимиром Владимировичем задаст президенту вопрос о Gunvor (а потом пару дней сетевые СМИ об этом пишут), то «несогласные» на акции протеста пройдут с лозунгом о кооперативе «Озеро»…Так что вполне возможно, что нынешний проигрыш нефтетрейдера — не что иное, как попытка отвести общественное внимание от странного миллиардера и его отношений с первым лицом государства российского.

Однако ряд экспертов связывает происходящее с Gunvor не с личными вопросами его владельцев или друзей владельцев, а с экономикой. Конкретнее — с изменением рыночной конъюнктуры. Так, по мнению аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, в последнее время увеличился спрос на российскую нефть со стороны трейдеров, что позволило нефтяникам продавать свой товар на более выгодных условиях.

«Золотое время трейдинга прошло, или по крайне мере в этом сегменте наступил перерыв, поэтому Геннадий Тимченко мог переориентироваться на более привлекательные виды бизнеса», — цитирует РБК аналитика «Уралсиб Кэпитал» Алексея Кокина.

Но на таких позициях стоит все же меньшинство экспертов. Большая часть специалистов полагают, что ослабление Gunvor коренится во внеэкономической области. Якобы не вся так все гладко в кооперативе «Озеро», как считали раньше.

По информации ряда СМИ, председатель совета директоров (с 2004 по 2011 год), а с 23 мая 2012 года — генеральный директор «Роснефти» Игорь Иванович Сенчин питает к Геннадию Николаевичу Тимченко труднообъяснимую неприязнь.

«Возможно, Геннадий Тимченко в бытность Сечина куратором нефтянки несколько уязвлял его самолюбие своей неподконтрольностью. Возможно, вице-премьеру претило слишком откровенное восхождение трейдера в рейтинге Forbes. Возможно, во главе угла обыкновенная ревность — все-таки оба не последние Владимиру Путину люди…» — гадает аналитик интернет-газеты Slon.Ru. По неофициальной информации, которую приводит все тот же Slon, заняв кресло гендира «Роснефти», Сечин вычистил из департамента по экспорту нефти и нефтепродуктов всех тех, кто имел дело с Gunvor.

Неужели знаменитая путинская система «сдержек и противовесов» дала крен на один борт? По мнению Дмитрия Абзалова, ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России, не следует преувеличивать кулуарно-конъюнктурную составляющую происходящих процессов.

«Сомневаюсь, что Тимченко находится в опале, — говорит он. — Скорее, меняется система торговли углеводородами. У нефтяных компаний повысилась отдача от продажи «черного золота», они начинают работать самостоятельно, размещая свои поставки у некрупных игроков».

Абзалов полагает, что сокращение торговли нефтью Urals связано не с давлением на Тимченко и Gunvor, а с тем, что сам Тимченко решил сменить направление деятельности — так, сейчас он больше внимания уделяет торговле газом. В связи с этим наш эксперт упомянул компанию «Новатек», которая может существенно «осложнить жизнь «Газпрому».

Эсер Дмитрий Горовцов, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, тоже считает, что «политически у Тимченко все хорошо в нашей стране». А тот факт, что Gunvor не выиграл тендеры на поставку российской нефти за рубеж, он связывает с реакцией западных партнеров на ряд событий в РФ, которые вызвали негативную реакцию западного сообщества: от гибели Магнитского до недавнего инцидента с Геннадием Гудковым, лишенного мандата депутата.

А вот парламентарий Илья Пономарев, напротив, уверен, что сложности, с которыми столкнулся Gunvor, имеют внутриполитический подтекст.

«Разборка происходит не между Сечиным и Тимченко, а между Путиным и Тимченко, — рассуждает он. — Есть информация, что товарищи попросили Тимченко начать больше делиться — возвращать больше выручки в страну, а Тимченко не спешит репатриировать свои деньги. Он, наоборот, начал программу диверсификации своих активов, приобрел много новых активов в Европе (имеются в виду нефтеперерабатывающий завод и сеть автозаправок в Германии, НПЗ в Нидерландах и другие приобретения Gunvor — Ред.). Это не всем нравится».

 

Материал подготовили: Виталий Корж, Александр Газов