В защиту малого бизнеса

Дмитрий КИРИЛЛОВ,

трэш-экскурсовод по российской политике

Мал бизнес, да дорог

Мал бизнес, да дорог
Знакомо ли вам слово «рэкет»? Речь о ситуации 90-х, когда некие дяди забирали у бизнесменов деньги в обмен на «крышевание». Извините, но государство действует сегодня также: заплати свои кровные или учись ходит осторожно в душевые кабинки тюрем.
27 мая 2013
«Особая буква» и подкаст-терминал Podster.Ru представляют еженедельную авторскую передачу «Говорит Кириллов» — трэш-экскурс в российскую политику.

Друзья, наступивший почти шесть месяцев назад 2013-й оказался мало того, что годом такой сущей гадины, как змея, так он еще и внушительный лиловый привет на воротник передал индивидуальным предпринимателям. А чтобы спекулянты поганые не скучали, сверху еще сладким хлебом накормил. Платежи ИП — попросту налоги —  в Пенсионный фонд России выросли в два раза, вот я о чем. То есть с 17 208 до 35 665 рублей в год. Справедливости ради платежи эти ежегодно повышали, но не в два раза все-таки.

Предприниматели и сочувствующие им граждане оказались не то чтобы любителями изысканных игрищ с их кровью и потом заработанными деньгами. В социальных сетях незамедлительно были созданы соответствующие протестные группы, а в минувшее воскресенье, то есть 26 мая, в Петербурге, Москве и других городах прошли митинги против этого очередного «куртуазного» решения властей.

Повод для митингов, кстати, вполне внушительный. Например, согласно официальной статистике, с первого декабря прошлого года до первого мая 2013-го количество ИП сократилось на целых 10 процентов. Ничего то есть хорошего.

Знаете что? Кириллов хоть и не предприниматель, но уважаемых представителей малого бизнеса очень даже понимает. Налоги и прочие платежи, разумеется, повышать категорически недопустимо. Более того — снижать их нужно. Всех касается, кстати. Не только предпринимателей.

Милые, есть ли среди вас счастливые юноши и девушки, не знающие про популярное в 90-е слово «рэкет»? Речь о романтической ситуации, в условиях которой интересные дяди забирали у предпринимателей часть денег в обмен на ништяки вроде «крышевания». А непослушных бизнесменов ждали причудливые египетские казни.

Такая вот красота. Извините, но государство как институт действует схожим образом: заплати свои кровные или учись ходит осторожно в душевые кабинки разнообразных мест лишения свободы. Кириллов, разумеется, иронизирует. Ваш трэш-экскурсовод все-таки не оголтелый либертарианец и вовсе не стремится захлестать до смерти саму систему налогообложения, разве что до пикантных гематом.

Впрочем, Кириллов увлекся. Позорные платежи эти нужно снижать, и немедленно. Хотя, конечно же, если власть жаждет вырезать под корень отечественный малый бизнес или потерять ту его часть, которая пока еще лояльна режиму, то делать ничего не надо.

Но вроде бы у Кремля должна присутствовать капелька инстинкта самосохранения и здравого смысла. Ведь все очень просто: что хорошо народу, то хорошо и власти. Народу хорошо, когда его не душат инфернальными платежами и дают спокойно заниматься бизнесом. Да-да, малые предприниматели — это тот самый нутряной, сермяжный народ. Не олигархия то есть. Не забывайте об этом.

Это была «лимонка» Кириллова в Кремль. А сейчас — «лимонка» в некоторых протестных активистов. Как донесли вашему трэш-экскурсоводу добрые люди, в воскресенье, 26 мая, на митинге в Петербурге некоторые альтернативно одаренные оппозиционеры пытались развернуть плакаты с надписями «Свободу Стомахину» и «Нет путинизму, национализму, коммунизму». Но, к счастью, организаторы оперативно пресекли это безобразие.

Бориса Владимировича кошмарят 282-й статьей и, разумеется, свободу политзеку Стомахину, но не на митинге же против повышения платежей об этом говорить. Почему надо на подобных мероприятиях разводить, как говорят, «нацисрач», Кириллов тоже не очень понимает. Друзья, давайте все-таки не забывать о повестке того или иного митинга, иначе получается позорный карнавал.

Впрочем, черт с ними, с некоторыми оппозиционерами. Самое время для рубрики «Кириллов слушает». Пусть эксперт скажет, ждать ли нам печальной гибели малого бизнеса или все-таки надежда на разумные действия властей еще осталась. На связи председатель Либертарианской партии России Андрей Шальнев.

Андрей, здравствуйте! Расскажите о вчерашнем митинге в Петербурге. Какие у вас впечатления остались от этого мероприятия?

Митинг был небольшой, пришло буквально человек 70. В основном все люди были знакомы друг другу. Собственно предпринимателей на нем было не так много.

Но на этом митинге, в отличие от обычных мероприятий, где кричат против всего плохого, как ни странно, прозвучало много позитивных предложений, была позитивная повестка. Митинг был конструктивным, что отметили многие участники.

В отличие от больших митингов, которые проходят в том же Петербурге, этот митинг был посвящен конкретной проблеме. Но в силу некоторых субъективных факторов, включая День города и плохую погоду, не получилось сделать его таким массовым, как хотелось. Однако в целом митинг прошел неплохо и впечатления от него остались хорошие. Не было большого числа выступающих, но все говорили по делу.

— Как вы думаете, власть все-таки одумается или малых предпринимателей уже не ждет ничего хорошего? Каковы ваши прогнозы?

Я думаю, что-то позитивное в ближайшее время едва ли возможно. Власть не заинтересована в том, чтобы поддерживать индивидуальных предпринимателей, потому что это настолько мизерный процент бюджета, настолько мизерные деньги… И вот отрыв людей во власти от простых людей ощущается в том, что они одобряют те или иные цифры — например, 35 тыс. рублей, — не понимая, что эти суммы значат для индивидуальных предпринимателей. Им такие суммы кажутся с позиций их чиновничьих зарплат не такими большими, а для малого бизнеса это серьезная статья расходов.

Сейчас они готовят какие-то поправки, потому что 500 тыс. ИП закрылись уже, но это скорее будут вещи косметического характера, направленные прежде всего на то, чтобы раздробить предпринимательское сообщество, которое сейчас начинает консолидироваться.

Но серьезных изменений не будет, получат тот же МРОТ, изменят форму расчета, на бумаге будет казаться, что все выгодно, но власть у нас не привыкла отыгрывать назад.

Исключения можно пересчитать по пальцам. Например, случай с монетизацией льгот: они были заинтересованы в пенсионерах, как значимой группе избирателей, и пересмотрели свое решение. Но сейчас они не считают малых предпринимателей важной группой для себя, поэтому они будут жестко проводить свое решение, используя политтехнические средства.

— Вот вы говорите о разобщенности бизнесменов в России. Насколько малый бизнес близок к бизнесу большому, и насколько вообще бизнес-тусовка консолидирована сейчас в России? Могут ли малые предприниматели противостоять налоговому давлению от государства?

Если говорит о консолидации между малым и крупным бизнесом, то ее практически нет — малый бизнес часто склонен видеть врага в большом бизнесе, потому что последний часто использует государство в личных целях.

Например, закон о торговле разделил, по сути, рынок и ударил по малому бизнесу, дав в руки местных чиновников возможность определять месторасположение объектов нестационарной торговли. Собственно, все предприниматели отмечают, что это по ним очень сильно ударило. Во многих крупных городах проводится массовый снос палаток.

Так что пока не получается найти взаимопонимание, хотя бывают отдельные представители крупного и малого бизнеса, но даже у них не получается сесть за стол переговоров и наладить какое-то общение. А вот внутри малого бизнеса предприниматели начинают договариваться, однако пока у них нет единой программы действий.

Кроме того, есть небольшая боязнь участия в политике. Они считают, что им будет проще договориться на местах со своими чиновниками, для того чтобы обойти этот закон. Некоторые и сейчас намерены так поступать, но многие задумываются, что им делать дальше, начинают общаться с политическими партиями и даже вступать в них, чтобы активно противостоять проводимой властью политике.

Но необходимой критической массы все еще нет.

 

Материал подготовили: Дмитрий Кириллов, Александр Газов